Ни для кого не секрет, что туриндустрия является одной из наиболее прибыльных отраслей бизнеса. Ее доходы составляют полтора триллиона долларов в год. Экологический туризм в последнее время называют самым перспективным направлением в сфере туризма. По различным оценкам он составляет 20-60% от всего рынка мирового туризма и является наиболее динамично развивающейся отраслью.
Для таких стран как Кения или Коста-Рика экотуризм служит основным источником доходов... Почему же Россия, столь богатая природными разнообразиями, так сильно отстает от мирового развития?
Дело вовсе не в том, что нам нечего показать туристам. Напротив, любители экологии могут отправиться исследовать Чукотский регион, попытаться раскрыть великую тайну древнего городского поселения Ариев на Южном Урале пройти путем великого немецкого ученого Александра Гумбольдта, поискать место падения Витимского метеорита. Путешествие на снегоходах в музей деревянного зодчества «Кижи», изучение жизни китов и пингвинов с борта моторной лодки или каяка среди ледяного безмолвия Антарктики - перечень экологических маршрутов можно расширять до бесконечности.
Уж кому, как ни Земле Русской хвалиться своими природными богатствами!
И все-таки, насколько Россия является привлекательной для иностранных туристов? Прежде всего, стоит отметить, что в наших холодных широтах экосистемы в принципе не могут обладать той продуктивностью, которая характерна для тропиков, поэтому мы не можем поразить воображения иностранных гостей, например, эффектной демонстрацией крупных животных дикого мира. Это прерогатива африканских национальных парков. К тому же тайга - не саванна, где слон или жираф видны за километры, а опыт общения с человеком у российского зверя до сих пор был слишком печальным. Не так то просто захватить в объектив фотокамеры тигра или зубра. Это сразу ограничивает количество желающих посетить наши края.
Как правило, экотуризм развивается в экономически отсталых регионах, мало затронутых современной хозяйственной деятельностью. Отсюда - удаленность красот природы от мест проживания потенциальных туристов. Этот показатель существенно снижает привлекательность страны для путешественников. Ведь в цену российских туров приходится закладывать стоимость дальних перелетов. Кроме того, сотни километров отделяют в России ближайший международный аэропорт с самим объектом, причем значительная часть из них приходится на дороги, проехать по которым под силу, пожалуй, только ко всему привычным россиянам. А на Камчатке или в Якутии основным средством передвижения и вовсе будет вертолет.
Проблемы транспортного обслуживания - не единственное препятствие для экотуристов. Для приема и обслуживания туристических групп, особенно если они представлены иностранными гражданами, необходима развитая инфраструктура: транспорт, коммуникации, гостиницы, медицинское обслуживание... У нас же природа, как правило, сохраняется там, где либо вообще нет постоянного населения, либо нет благоустроенного жилья. Так что, низкий уровень сервисного обслуживания также негативно сказывается на инвестиционной привлекательности нашей родины.
Отсутствие квалифицированных проводников также играет не на руку российской туриндустрии. Подготовленный экогид должен не просто хорошо знать тайгу, реки и горы, особенности обеспечения жизнедеятельности человека в природных условиях, он должен обладать солидной научной эрудицией, уметь пользоваться современными техническими средствами связи и транспорта, владеть иностранными языками.
Понятно, что подготовка таких специфических кадров - это дело не одного дня. Так что, скорее всего, Россия со своим ценным грузом природных богатств еще не скоро догонит Запад.
Вероника Селезнева