Между бизнесом, властью и гражданами лежит прослойка из общественных организаций, создающихся по инициативе государства

Американцы трепетно относятся к вопросу сохранения окружающей среды. Огромные инвестиции вкладываются в США для предупреждения ее загрязнений, сложные с технической стороны проекты реализуются для очистки экологически неблагоприятных объектов.

В Соединенных Штатах в сфере переработки мусора применяется схема, вполне подходящая для России. Главная особенность этой схемы состоит в том, что между бизнесом, властью и гражданами лежит прослойка из общественных организаций, создающихся по инициативе государства. Эти организации, которые в свою очередь привлекают бизнес, контролируют соблюдение норм при мусоропереработке, пользуются большим доверием у граждан, нежели бизнес-структуры. Объясняется это от части тем, что общественные организации не ставят перед собой цели получение прибыли, у них своя задача: наладить переработку мусора в округе. Они получают доходы от тех бизнес-процессов, которые запускают, но эти доходы, идут на образование и развитие новых проектов.

Кроме того, в Америке ни одна хоть сколько-нибудь значимая инициатива не реализуется без проведения публичных слушаний. В частности, строительство мусоросжигательного завода, вызвавшее в свое время весьма противоречивые толки со стороны общественности, началось только после того, как жители одобрили реализацию проекта.

Вообще, мусоросжигание в США проводится на  очень высоком уровне. Для очистки газов, образующихся в процессе сжигания отходов, используются фильтры, занимающие две трети всей территории мусоросжигательного завода. Все опасные компоненты удаляются на более ранних стадиях очистки. Затем пепел вывозится на обычные полигоны.

В США современный мусоросжигательный завод, безопасный для окружающей среды, стоит порядка 400 миллионов долларов. Завод с аналогичной производительностью в России стоит 50 миллионов долларов, но вопрос - в его экологичности.

Сегодня в России реально работающая схема есть только в одном городе, отмечает эколог, руководитель петербургского общественного движения «Мусора.Больше.Нет.» Денис Старк. - Только в Обнинске рядом с контейнерной площадкой стоят маленькие контейнеры, закрывающиеся на ключ. За дополнительную плату дворник сортирует мусор: складывает отдельно стекло, бумагу, алюминий, а затем специализированная техника увозит вторсырьё на переработку.

Что касается других городов России, то практически нигде нет реального рынка услуг вывоза и захоронения мусора. Чаще всего этим бизнесом занимаются приватизированные городские структуры, причём таким компаниям принадлежат и свалки, и транспорт - это, своего рода, монополия. В некоторых городах на рынке работают три-четыре компании, но реальной здоровой конкуренции нет. Тарифы очень низкие.

Так, например, в Петербурге вывоз 1 кубического метра мусора стоит около 300 рублей. По регионам эта цифра составляет 100-120 рублей! Зарплаты региональных рабочих также ниже петербургских, а вот стоимость горючего и техники по регионам варьирует слабо.

«Штаты высоко технологичны, в этой стране отлично развита и отлажена взаимосвязь общественных институтов с бизнесом и властью - в этом плане мы от них сильно отстаём. Но, в крайнем случае, технику можно подтянуть, заимствовать технологии, с социальными институтами сложнее. В России люди, невероятно вдохновлённые той или  иной экологической проблематикой: кто-то животными, кто-то мусором, кто-то строительством домов, экопоселениями, в них чувствуется невероятная энергетика и приверженность своей идее. В Штатах таких людей я не встречал. Там человек может работать продавцом булочек, а может экобизнес развивать, это для него просто работа, бизнес. Люди - это наша сильная сторона», - уверен Денис СТАРК.

 

Сергей Юрлов