Ежегодно доля экопродуктов на мировом рынке увеличивается на 16-20%. Надо отдать должное, на Западе деятельность участников рынка организована на достаточно высоком уровне и регулируется законодательством не только на национальном, но и международном уровне.
Сырье для «здоровых» продуктов выращивается в экологически чистых местностях, максимально удаленных от автомобильных дорог, промышленных производств и другого рода источников загрязнений. Для борьбы с сорняками и вредителями используются только натуральные средства. Применение синтетических и ядовитых средств для защиты растений не допустимо. Плодородие почвы достигается за счет органических удобрений, компоста из растительных остатков. Категорически не допускается использование азотных, фосфорных синтетических удобрений, калийных солей, содержащих хлор. Сточные воды, мусор, компостированные отходы производства, изобилующие свинцом, ртутью и хромом, также под запретом.
Органический скот и птицу выращивают в свободных условиях, позволяющих реализовать все их поведенческие особенности. Фермеры должны строго выполнять предписанные инструкции вплоть до расписанного рациона домашних животных и птице. Корма для них не должны содержать антибиотики и синтетические добавки. А при переработке продукции фермы недопустимо применять нитриты и искусственные наполнители.
В Европе при производстве экологически чистого молока, мяса домашних животных и птицы, выдают сертификат на землю, на которой выращивают экологически чистый корм для домашних животных и птиц. Там есть определенные стандарты и нормы производства, преступить которые невозможно.
Считается, что производство и реализация экопродуктов способствует не просто оздоровлению нации, но и в не меньшей степени - окружающей среды. А это уже вполне определенный аспект экобизнеса.
Стремление людей улучшить свой рацион за счет здоровой пищи расценивается как прибыльный бизнес, что способствовало появлению магазинов и сетей по их распространению. Многие супермаркеты расхваливают сегодня некоторые из своих товаров, как "произведенные в этой местности", "органические", "более питательные".
Тем не менее, при достаточно широком ассортименте, еда более высокого качества по цене доступна для людей с хорошим достатком. Органическое мясо и свободные от химической обработки овощи и фрукты может позволить себе не каждый. Люди со средним достатком продолжают употреблять еду с излишками сахара, жиров, соли.
В последние годы растет спрос на экопродукты и в России. Интересно, что платить за «чистую» еду дороже, чем за обычную, готовы больше половины российских потребителей. Однако рынок потребления экопродуктов составляет лишь 0,1% от реализации всех продуктов питания. Да и то, зачастую, маркировка «эко» является маркетинговым ходом и продукты, отмеченные этим знаком, ничем не отличаются от обычных, при том, что Закон ГОСТ Р 51074- 2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя» накладывает запрет на бездоказательное использование на этикетках продуктов «экологически чистый продукт», «выращенный без применения пестицидов», «выращенный без применения минеральных удобрений» и т.д.
Предложения в области здорового питания в стране сегодня весьма ограничены. И это не удивительно... В России сегодня нет целостной системы производства экологически чистой продукции на государственном уровне, так же как и нет в стране нормативной базы для определения экологичности продуктов. Платежеспособность россиян также оставляет желать лучшего. Не каждый покупатель может позволить себе заплатить за десяток яиц 190-200 рублей, 1 литр молока - 100 рублей, за 500 г сметаны - 200 рублей, а за деревенскую курицу - 700 рублей за килограмм.
Дороговизна продуктов экофермы объясняется ее низкой производительностью. Производители не используют химические удобрения, ГМО, антибиотики, ускорители роста. Если в среднем по России урожай пшеницы с гектара составляет 30-40 тонн, то на экоферме - всего 4-5 тонн. Срок же хранения таких продуктов экопродуктов очень короткий - от 36 часов и не более 72 часов. Отсюда возникают сложности с поставкой до потребителей. Кроме того, в России нет национальной системы подтверждения стандартов и контроля качества экопродукции.
Помимо прочего, еще не сформировалась индустрия обработки, а значит, к примеру, экологически чистая курица требует больше усилий и времени для обработки. Следовательно, привыкшему к быстроте обслуживания покупателю необходимы соответствующие услуги, в том числе, и кулинарного характера.
Кстати, способность кооперативных организаций конкурировать на рынке экопродуктов, в том числе и на мировом, достаточно высока. Дело в том, что отдельные культуры слабо культивируются на Западе или вообще отсутствуют (лесные ягоды, некоторые дикорастущие культуры, такие как грибы, кедровые орехи), а лекарственное и техническое сырьё просто не имеют мировых аналогов. Многие российские производители готовы инвестировать средства в развитие «экологически чистого» продуктового рынка.
Пока же для доступа отечественной фермерской продукции в торговые сети, образовательные учреждения, пункты питания не хватает цивилизованности рынка экопродуктов.