Проблема безопасного обращения с долгоживущими ядерными отходами - одна из нерешенных проблем не только отечественной, но и всей мировой атомной индустрии

Недавно губернатор Красноярского края подписал региональный закон «О радиационной безопасности населения края» в новой редакции. Поправки в закон практически снимают юридические препятствия перед захоронением на территории региона, в непосредственной близости от миллионного Красноярска тысяч кубометров радиоактивных отходов (РАО), следовательно, облегчают госкорпорации Росатом реализацию радиоактивных проектов на территории края.

Для любой страны после Чернобыля и Фукусимы нелегко принять решение о развитии у себя атомной энергетики. Помимо угрозы аварий на АЭС цивилизованные страны задумываются и о судьбах будущих поколений. Ведь, как известно, проблема безопасного обращения с долгоживущими ядерными отходами - одна из нерешенных проблем не только отечественной, но и всей мировой атомной индустрии. Известные науке технологии их хранения неспособны в полной мере обеспечить безопасность.

Но, кажется, Россию этими обстоятельствами не испугаешь...

По замыслу «Росатома» на территории РФ должно появиться более 30 новых АЭС. Кроме того, правительство страны выделяет огромные средства на строительство АЭС в Китае,

Иране, Индии, Турции, Белоруссии. Кстати, первый транш Турции был выдан в конце 2011 года - после не только Фукусимы, но и землетрясения в самой Турции, эпицентр которого находился не далеко от стройплощадки под будущую АЭС.

Примерно $4 миллиарда на строительство получит от нас Индия, Китай, Белоруссия, Бангладеш и еще немало других стран. Кстати, срок полной окупаемости каждой АЭС - 25-30 лет. Более того, все наработанное на этих станциях радиоактивные отходы через 40-50 лет предполагается вернуть на хранение в Россию опять же за государственный бюджет РФ. Так как ни одна уважающая себя страна не хочет браться за это грязное, опасное и невыгодное дело.

Например, в Швеции временное хранилище ядерных отходов при АЭС должно быть захоронено на уровне не менее 10-ти метров под землей. У нас же все хранится на поверхности. У них прежде, чем строить окончательное хранилище, сооружается экспериментальное, в котором ученые тестируют все аспекты будущего длительного залегания радиоактивных материалов. Ведь у шведов оплата этих предосторожностей заранее включена в тариф на атомную энергию. В России же принято экономить на безопасности при строительстве ядерных объектов. Пусть лучше страна постепенно превратится в мировой могильник радиоактивных отходов...

Экологи и сейсмологи недоумевают, какова выгода от такой сделки, которая к тому же влечет за собой долговременные последствия. Но если такие сделки совершаются, значит, это кому-то нужно. Но в погоне за сиюминутной наживой, люди забывают, что на этой земле жить не только им самим, но и их детям.

Вот и получается, что для кого-то атомная энергетика кормушка, а для остальных - ядерная мина замедленного действия.