В 1850 году орнитолог А. Уилсон наблюдал, как одна перелетная стая странствующих голубей более чем на четыре часа закрыла небо. По его подсчетам, численность стаи превышала 2 млрд. птиц, длина ее составляла 240 миль, а ширина - 1 милю. А к 1914 году прошлого века странствующий голубь навсегда исчез из природы, в Красную книгу его при всем желании уже не занести.
Кстати, популяция стерхов (белых журавлей) тоже давно находится под угрозой исчезновения, и внесена в международные списки Красной книги Всемирного союза охраны природы и конвенции по международной торговле САЙТС, а также Красной книги России. В настоящее время численность якутской популяции стерхов, обитающих в дикой природе, оценивается приблизительно в 2900-3000 особей. Но особо критическая ситуация сложилась с западносибирскими стерхами - их в природе осталось всего около 20 особей...
Еще одна редчайшая популяция птиц - дрофа, или дуда́к. Эта птица своим видом отдаленно напоминает небольшого страуса. Начиная с XIX века, дрофа полностью исчезла во многих странах Европы.
Причиной катастрофического падения численности дроф послужили два фактора, оба из которых связаны именно с человеком. В первую очередь, это массовая и неконтролируемая охота, достигшая своего апогея в XIX и первой половине XX веков. О масштабах истребления можно судить по статье «Охота на драхв в России», опубликованной в 1837 году в одном из журналов. Автор этой статьи утверждает, что за 20 лет добыл несколько сотен птиц, охотясь на территории современных Воронежской и Днепропетровской областей.
Вторая важная причина связана уже с современным фактором: расширением сельскохозяйственных земель и усовершенствованием методов обработки земли. Очень часто кладки яиц запахиваются в землю во время сева, либо уничтожаются тракторами при проведении других сельскохозяйственных работ.
Самая крупная в Восточной Европе гнездовая популяция дрофы - около 3,5 тысячи особей, находится в России, а конкретнее - в Саратовской области.
Вот уже почти двадцать лет местный филиал института проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова работает по заданию Академии наук над сохранением и репродукцией дрофы. В настоящее время институт работает по совместному российско-британскому проекту, который направлен на реинтродукцию - заселение дрофы в природу Великобритании. На британских островах этот вид птиц исчез еще 170 лет назад.
«Мы собираем яйца дрофы из гибнущих при сельскохозяйственных работах кладок, - рассказал директор института экологии и эволюции Михаил Опарин. - В подавляющем большинстве случаев птица гнездится на пахотных землях. Сохраненные яйца мы инкубируем в лабораторных условиях на своей биостанции в селе Дьяковка Краснокутского района. Из выращенных птенцов половина остается у нас, другая часть направляется в Великобританию».
Сотрудники института проводят ежегодный мониторинг популяции дрофы в Заволжье, и по свидетельству Михаила Опарина, за последние десять лет численность дроф в этом районе Саратовской области сократилась практически на 70 процентов. Этому способствует много факторов, в том числе, браконьерство.
Между прочим, современное браконьерство является одной из главных причин, подталкивающих к вымиранию многих популяций «краснокнижных» зверей и птиц.
Занесение какого-то вида представителей нашей фауны в Красную книгу России на основании Закона РФ «О животном мире» автоматически влечет за собой возникновение законодательной защиты, своего рода «презумпцию запрета добывания», независимо от категории статуса вида. Так строго говорят наши чиновники от природы. Но... Это только говорят....
Как правило, именно браконьерство ставит «последнюю точку» на существовании многих редких видов животных и птиц. Так, именно браконьеры покончили с последними зубрами, обитавшими в 1920-х годах в Беларуси и России. Браконьерство сегодня прямо угрожает существованию тигра, барса, осетра, леопарда, джейрана, тура, марала, архара, снежного барана...
В настоящее время в России, по экспертным оценкам, браконьерами добывается около 300 белых медведей, из которых около 50 шкур каждый год реализуется через Интернет, и около 30-50 амурских тигров. По оценкам украинских природоохранителей, в настоящее время в Украине ежегодно отстреливается браконьерами до 20-25 зубров.
Проблему уничтожения фауны у нас иногда обсуждают. Подчас, на самом высоком уровне. Так, будучи премьер-министром, Владимир Путин в 2010 году обсудил проблему сохранения численности тигров в мире с известным киноактером Леонардом Ди Каприо, встретившись с ним в Петербурге во время Тигриного форума. Глава российского правительства рассказал о том, как возникла идея создания в России отдельной программы по поддержке тигров, подчеркнув, что эта программа не решит все проблемы.
И добавил: «Вместе с тем, специалисты считают, что количество тигров в нашей стране в настоящий момент оптимально, поскольку соответствует той кормовой базе, которая существует для них». Американскому киноактеру ничего не оставалось, как дипломатично ответить: «В России есть большие территории для этих животных». На что Владимир Путин глубокомысленно возразил: «Нужно не просто территории, важна в первую очередь кормовая база»...
Итак, кормовая база для тигров в России есть, дрофу мы спасаем для Великобритании, а американские киноактеры - лучшие специалисты по спасению нашей фауны.
Является ли сегодня Красная книга России реальной законодательной защитой для редких видов птиц и животных? Необходимо ли ужесточение в сфере природоохранного законодательства для того, чтобы сохранить нашу фауну? Такие вопросы задал наш информационный портал «ЭкоСевер» сегодняшним экспертам.
Председатель межрегионального экологического движения «Антимусор», Владимир Спирягин:
- Посмотрим на вещи реально. Неумолимая статистка говорит о том, что постепенно вымирают тигры, стерхи и многие другие представители фауны. Красная книга им в этом случае - не защита. Как исполняются у нас многие законы, мы тоже знаем... Как говорится, ужесточай, не ужесточай...История нашей планеты насчитывает пять или шесть периодов, когда многие виды доисторических животных или птиц исчезали навсегда. И во всех этих случаях не было вины человека. Сейчас же нашу фауну, да и природу вообще, уничтожает глобальный процесс урбанизации, затеянный именно человеком. Мы рубим сук, на котором сидим. И за это человечеству когда-нибудь воздастся по заслугам.
Николай Дроздов, профессор МГУ, доктор биологических наук, ведущий телепередачи «В мире животных» объяснил нам: «Красная книга - это документ, который признан международной природоохранной организацией и она защищает виды, официально занесенные в нее. Но одной Книги, конечно, недостаточно, считает телеведущий, нужно включать все остальные рычаги охраны живой природы».
Руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский одобряет затею президента с журавлями: «По-моему, это хороший живой опыт, если убрать рекламный характер. Это нормальное мужское дело. Во всяком случае, это не похоже на его другие эпатажные поведенческие явления». Что касается природоохранной области, то тут, по словам Розовского, он не является специалистом, поэтому судит о вещах только эмоционально. Эксперт считает, что составление Красной книги это очень полезное, научное и гуманное дело. Это - основа, благодаря которой жизнь на планете может быть сохранена. «Но вместе с Красной книгой, по моему глубокому убеждению, надо параллельно издавать Черную книгу, в которой обществу будут представлены многочисленные ошибки, просчеты и даже преступления. И только после этого надо принимать ужесточающие законы. Мы все ссылаемся на то, что вот будет закон - сразу все получится. Не получится, пока общество не будет готово выполнять этот закон», - заключает руководитель театра.
Владимир Сливяк, сопредседатель российский экологической группы "Экозащита" пришел к выводу, что сегодня Красная книга России уже никого не защищает. «Она имела большое значение в советское время лет 25 -30 назад, а сегодня можно говорить, что охрана окружающей среды - это для энтузиастов. Если мы посмотрим на отношение значительной части общества и власти, то, по-моему, им все равно. Все приносится в жертву интересам нередко коррумпированных чиновников, - посетовал эколог, - Сегодня запросто может оказаться, что какие-то чиновники летают на вертолетах и стреляют по краснокнижным животным. И никто уже этому не удивляется. Я бы сказал, что сегодня Красная книга имеет только символическое значение».