О проблеме негативного влияния авиации на экологическую обстановку заговорили давно. Но сегодня, в год экологии, эта проблема стала муссироваться особенно активно.
Пристальный интерес у экологов и общественности вызвало строительство нового международного аэропорта в селе Сабуровка, под Саратовом. В этом районе, до недавнего времени, считавшегося местом весьма экологически благополучным, находится большое количество дачных товариществ, детские лагеря отдыха, рыбный питомник, который выращивает мальков для пополнения рыбных запасов Волги...
Выбор расположения аэропорта пал на это место не случайно: учитывалось не только наличие дач и коттеджей поблизости, но и наличие дорог, удобство подъезда. Ведь статус международного аэропорта требует набора конкретных удобств и сервиса для пассажиров.
Решение, затрагивающие интересы тысяч людей, областные власти, как водится, приняли безо всякого согласования с народом. Хотя общественные слушания, по вопросам, касающимся крупных строек, прописаны в федеральном законе. Более того, законом предусмотрена экспертиза проекта на предмет экологии и безопасности.
Дело в том, что сама по себе авиация не оказывает существенного негативного влияния на окружающую среду, но некоторые объекты, к ней относящиеся, достаточно пагубно воздействуют на экологию близлежащих к ним районов. Как правило, там где самолеты и радары, с благоприятной окружающей средой приходится прощаться всерьез и надолго. Авиационный шум, выбросы вредных веществ, звуковой удар, электромагнитные излучения - все это факторы отрицательного воздействия.
Несмотря на то, что в настоящее время разрабатываются и выпускаются новые самолеты, в которых предусмотрено максимально возможное снижение этих факторов, к сожалению, часто экология современного аэропорта оставляет желать лучшего.
Практически все крупные аэропорты имеют отдельную систему водоснабжения, но качество очистки воды не всегда соответствует норме, и из локальных очистных сооружений вода выходит непригодного качества. В сточные воды аэропорт сбрасывает тяжелые металлы, поверхностно-активные вещества, нефтепродукты и другие вредные элементы.
Продукты сгорания авиационного топлива, которые ежедневно выбрасываются в воздух, задерживаются в слоях атмосферы на срок до двух лет. А во время взлета, посадки и прогрева двигателя самолета в атмосферу выбрасывается самое большое количество вредных примесей - углеводородных соединений и оксида углерода. В случае же попадания воздушного судна в чрезвычайную ситуацию самолет должен слить в воздухе оставшееся топливо.
Самым опасным фактором, влияющим на окружающую среду, считается то, что при осуществлении полета в стратосфере (в ее нижних слоях) двигатель самолета выделяет оксиды азота, а это приводит к окислению озоносферы, которая защищает нашу планету от радиации.
Ученые уже давно доказали, что воздух в районах аэропортов серьезно загрязнен. Это очень актуальная проблема для людей, живущих вблизи крупных аэропортов.
Но чаще всего эта проблема игнорируется властями стран, ведь экономические выгоды превалируют над охраной здоровья граждан, дома которых расположены в непосредственной близости к области серьезного воздушного загрязнения. Выхлопные газы самолетов содержат очень опасные загрязняющие вещества, которые могут быть связаны с различными проблемами здоровья у людей.
Даже небольшие региональные аэропорты способны серьезно навредить состоянию здоровья людей, которые живут неподалеку от них. Эти аэропорты, которые принято считать «маленькими», оказывают на человеческий организм не меньше негативного влияния, чем авиа-гиганты. Самое страшное, что они обычно строятся в непосредственной близости с жилыми кварталами. Выбросы так называемых ультрадисперсных частиц, которые во много тысяч раз меньше толщины человеческого волоса, способны навредить человеческому здоровью. Концентрация этих веществ способствует развитию у людей болезни дыхательной системы, сердца, сосудов и пр.
Сегодня ученые намерены призвать чиновников ввести необходимые нормы и стандарты строительства опасных аэропортных зон - подальше от человеческого жилья. Остается надеяться, что здравый смысл властьимущих все-таки одержит верх над экономическими выгодами.