В Заявочной книге Олимпиады в Сочи говорится о следовании Россией принципу «Ноль отходов». Однако реальная подготовка к проведению Игр 2014 года в Сочи противоречит зафиксированному в Олимпийской Хартии требованию ответственного подхода к проблемам охраны окружающей среды.
В Заявочной книге содержится указание на стремление Комитета «Сочи-2014» к достижению нулевого производства отходов. Данный принцип подразумевает раздельный сбор отходов, их переработку, возвращение в цикл производства для экономии ресурсов и снижения энергетических затрат и выбросов промышленности. Категорически запрещается сжигание несортированных отходов, в первую очередь, по причине того, что в смешанном мусоре могут содержаться токсичные вещества. Кстати, что представляет собой принцип «Ноль отходов», четко прописано на странице официального сайта Олимпиады.
Однако представители Гринпис, проанализировав последнюю версию Генеральной схемы очистки города Сочи, заявили о том, что при подготовке к проведению зимних Игр нарушаются обязательства, взятые на себя страной и городом и зафиксированные в Заявочной книге. Гринпис России считает, что в подготовке XXII Зимних Олимпийских игр в области обращения с отходами допущены значительные нарушения заявленных принципов, а, следовательно, нарушения декларируемого Олимпийским движением ответственного подхода к охране окружающей среды.
Отходы Олимпийского строительства (извлеченные грунты и строительный мусор) вывозятся для захоронения на особо охраняемую природную территорию - в Сочинский национальный парк. Официальный документ определяет около двух десятков мест, где коммерческим организациям предлагается сваливать грунт и мусор. Около десятка участков из этого перечня расположены в долине реки Мзымта, которая подпитывает подземные источники питьевого водоснабжения города Сочи. Другой отвал в долине реки Псоу, ради которого был вырублен участок девственного леса, спровоцировал обширный оползень на горном склоне.
Эксперты Гринпис утверждают, что в процессе подготовки Олимпиады идея «Ноль отходов» была значительно искажена, например, было принято решение вывозить отходы из олимпийской зоны за пределы Сочи на Белореченский полигон, а также сжигать.
Даже мэр Сочи Анатолий Пахомов недавно заявил, что в прошлом году на курорте были закрыты все полигоны для хранения твердых бытовых отходов, а весь собранный мусор после сортировки вывозится за пределы города, на полигон в городе Белореченск.
Между прочим, раздельный сбор отходов, являющийся основой концепции «Ноль отходов», в новой версии Генеральной схемы Сочи признан нецелесообразным. Зато технология сжигания несортированных ТБО на мусоросжигательном заводе объявлена в документе «наилучшей перспективной технологией, которую следует рекомендовать для применения на территории города Сочи».
Но и сжигание отходов полностью не соответствует заявленному принципу, так как приводит к загрязнению воздуха токсичными веществами и создает из относительно инертного мусора токсичные шлак и золу, которые потребуется захоранивать на специально оборудованных полигонах.
В начале 1990х годов в Сочи уже был построен мусоросжигательный завод, но проработал недолго и был закрыт по причине того, что его дым окутывал значительную часть города-курорта, а также из-за нехватки средств на его содержание.
В документе также одобряется и сжигание илового осадка города Сочи. Между тем, существует более экологичная технология обработки осадка - анаэробное (метановое) сбраживание, которое уже давно применяется, например, на московских станция аэрации. Такая технология в Генсхеме очистки даже не рассматривается. Хотя требование рассмотреть возможности альтернативной сжиганию переработки осадка содержалось и в поручении президента.