Отличия в мышлении мужчин и женщин - загадка, которая уже давно занимает ученых. Существуют ли они на самом деле или эти научные выкладки слишком преувеличены общественным мнением?
Врожденны ли эти отличия или закладываются в процессе воспитания? Последнее время психологи и физиологи все больше склонялись к тому, что эти различия складываются в процессе социализации ребенка. Но все оказалось не так просто: зоологи все чаще обнаруживают различия в мужском и женском стиле мышления у братьев наших меньших.
Действительно, как просто было бы свести все ответы на этот вопрос к воспитанию! Тем более что, согласно исследованиям, оно действительно существенно влияет на познавательные способности мужчин и женщин. Ожидания родителей, поощрение и беспокойство педагогов заставляют мальчиков с большим интересом заниматься математикой и физикой, а девочек - лучше успевать по языку и литературе.
Психологические различия, присущие поведению мужчин и женщин, часто приписывают разнице в их образе жизни во времена наших предков: мужчины от природы, бесспорно, сильнее - потому они охотились; женщинам же дана исключительная способность рожать и выкармливать детей - потому они чаще сидели в пещерах, а свой вклад в пропитание племени вносили собирательством, а позже - приготовлением пищи.
Разумеется, отрицать этого нельзя: тысячелетиями выработанные привычки не могли не повлиять на культурные нормы поведения, да и в процессе эволюции, как известно, отбирались более приспособленные особи, а значит, те, кто больше соответствовал нужным "ролям".
И все же, помимо культурно-исторических различий, существуют еще и биохимические, и нельзя сбрасывать со счетов их огромное влияние. Гормональный фон оказывает влияние не только на работу внутренних органов, но и на поведение. Задумываться об этом ученые начали с развитием эндокринологии, и позже, в связи с операциями по конверсии (изменению) пола.
Вот вам одна весьма показательная история, иллюстрирующая данную разницу. Человек, ныне известный как Дэвид Реймер, родился в 1965 году вместе с братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью - потере пениса. В возрасте неполных двух лет малыш был кастрирован, и родители решили, что отныне Брюсу лучше считать себя девочкой.
Так Брюс стал Брэндой. Беда в том, что ребенок совершенно не чувствовал своей принадлежности к женскому полу, и детство, проведенное в туфельках и платьицах, стало для него кошмаром. Более того: по мере взросления Брюс-Брэнда все больше склонялся к мальчишеским увлечениям, и вел себя, как парень.
В 14 лет родители рассказали подростку правду. "Брэнда" почувствовала, что совершенно "совпадает" с мужским полом, которым ее при рождении наградила природа. Вчерашняя девушка с облегчением сменила имя и одежду, превратившись в юношу по имени Дэвид. Жизнь молодого человека стала налаживаться. Несмотря на физический дефект, Дэвид женился и стал отчимом троих детей.
К сожалению, эта история не имела счастливого конца: врачи и знакомый-журналист уговорили Дэвида написать автобиографию. После публикации книги он стал скандально известен, и слава эта не принесла ему ничего хорошего. Безграмотные обыватели стали называть автора книгитранссексуалом (которым Дэвид никогда не был - ведь он всегда чувствовал себя мужчиной, коим и родился). Не выдержав перешептываний за спиной, от него ушла жена, забрав всех троих детей. Через несколько месяцев Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством.
Нас в этой грустной истории интересует то, что, несмотря на лишение мужских половых органов и воспитание "по женскому типу", Дэвид продолжал чувствовать себя мужчиной. После этого случая было проведено множество исследований конверсии пола у детей с невыраженными или поврежденными половыми органами. Оказалось, что случаев, подобных истории Дэвида, великое множество. Воспитанные "как девочки" продолжали чувствовать себя мальчиками, и наоборот. Похоже, что мы долгое время значительно недооценивали силу гормональных различий.
Это подтверждают и недавние эксперименты зоологов. Ученые с факультета когнитивной биологии Венского университета и из лаборатории с трогательным названием "Лаборатория умных собак" провели эксперимент, сравнивающий когнитивные особенности сук и кобелей разных пород. На эксперимент пригласили 50 домашних питомцев разнообразных пород; половина четвероногих испытуемых принадлежала к мужскому полу, половина - к женскому.
Собакам предлагался тест на восприятие постоянства объекта. Заключался он в следующем: пса вместе с хозяином приглашали в комнату и давали поиграть с мячиком. У экспериментаторов были мячики большого и небольшого размера. Собаке выборочно показывали один из них. Затем ей демонстрировали, как уже знакомый ей мячик катится к ширме.
Невидимый для собаки экспериментатор в углу комнаты с помощью несложного механизма управлял движением игрушки. Иногда из-за ширмы выкатывался все тот же мячик, а иногда - мячик другого размера. Затем исследователи засекали время, необходимое собаке на разглядывание вновь появившегося предмета. Понятно, что появление мяча других размеров удивляло собаку, так как ее мозг способен воспринимать постоянные свойства объекта. На видео, которое экспериментаторы любезно разместили на портале Biology Letters, можно видеть, какое недоумение выказывает собака при появлении маленького мяча вместо большого.
Но вот что удивило самих экспериментаторов: кобелям и сукам требовалось разное время, чтобы разглядеть "неправильного" размера мячик. Если из-за ширмы выезжал мячик того же размера, что и скрывшийся за ней, то и самцы и самки тратили на его разглядывание 10-15 секунд. Но вот если размер игрушки оказывался для них неожиданностью - самцы разглядывали игрушку всего на 5 секунд дольше - от 15 до 20, зато вот самки уделяли ей от 25 до 45 секунд! Эти выводы, по мнению исследователей, говорят о разнице в стратегии осмысления происходящего у кобелей и сук.
Другой эксперимент был проведен на детенышах макак-резусов. Исследователи предлагали маленьким обезьянкам выбрать себе игрушки. В распоряжении детенышей были машинки и плюшевые игрушки. Удивительно, но обезьянки, которых никто не учил, что девочки играют с куклами и зверушками, а мальчики - с машинками, выбирали игрушки соответственно полу! Внимание обезьянок-мальчиков сразу же привлекала машинка, а обезьянки-девочки обнимали и баюкали плюшевых зверей.
Получается, что многие гендерные особенности, которые уже было собирались приписать культурным нормам, имеют причину куда более глубокую и древнюю, чем социальное научение. Природа гендерных отличий продолжает оставаться загадочной - и, может быть, это не так уж плохо.