Почти сто тысяч человек собрались в доке Белфаста, в Северной Ирландии, 31 марта, чтобы посмотреть, как спустят на воду новый непотопляемый корабль. Было это, правда, в 1911, а назывался корабль «Титаник».
Крупнейший и самый роскошный круизный лайнер своего времени, имевший длину более 400 метров и высоту более 80, он обладал водоизмещением в 46 тысяч тонн, представлял собой собрание величайших технологических достижений, таких как электрифицированная контрольная панель, четыре лифта и система беспроводной связи, способная передавать сигналы азбукой Морзе.
И все же 14 апреля 1912 года, всего через четыре дня после того, как он покинул Саутгемптон и направился в Нью-Йорк, «Титаник» утонул, столкнувшись с айсбергом. По прошествии более века эксперты до сих пор спорят о возможных причинах той катастрофы, унесшей жизни более чем полутора тысяч человек. Большинство соглашаются с тем, что лайнер затонул из-за множества факторов. Среди них:
Он плыл слишком быстро.
С самого начала многие обвиняли капитана Смита в том, что он позволил кораблю идти на слишком большой скорости, составлявшей 22 узла, при прохождении через кишащие айсбергами воды Атлантики. Некоторые думали, что Смит пытался превзойти результат однотипного «Титанику» корабля «Олимпик». Но в статье 2004 года инженер Роберт Эссенхай предположил, что попытки контролировать пожар в одном из угольных бункеров корабля могут быть объяснением того, почему «Титаник» плыл на такой большой скорости.
Оператор радио пропустил предупреждение об айсберге.
Менее чем за час до того, как «Титаник» напоролся на айсберг, другой корабль, «Калифорниец» проходивший неподалеку, просигналил о том, что натолкнулся на плотный лед. Радиооператор «Титаника» Джэк Филлипс счел, что сообщение не требует срочности, и о нем было забыто.
Был совершен фатальный ошибочный поворот.
В 2010 году Луиза Паттен, внучка старшего из выживших офицеров «Титаника» Чарльза Лайтоллера, заявила, что один из членов команды корабля запаниковал, когда получил приказ о резком повороте, дабы увернуться от айсберга. Он ошибся, и корабль повернул не в ту сторону, а понесся прямо на ледяную глыбу. Паттен говорит, что слышала эту историю от своей бабушки, и описывает ее в своей книге о катастрофе корабля.
Строители «Титаника» пытались сэкономить.
В 1985 году, когда американо-французская экспедиция обнаружила останки корабля, исследователи обнаружили, что «Титаник» не опустился целым на дно, но был разрушен. Специалисты по прочности материалов Тим Фоке и Дженнифер Хупер Маккарти возложили вину на более чем 3 миллиона заклепок, соединявших стальные пластины обшивки. Они обследовали поднятые заклепки и выяснили, что они содержат высокое содержание остаточных продуктов плавления, которые делают металл хрупким. Это могло ослабить ту часть корабля, в которую ударился айсберг.
Миражи и нечеткий горизонт по вине погодных явлений.
Два исследования, появившиеся в 2012 году в преддверии 100-летия гибели «Титаника», указывали, что ключевую роль в катастрофе могла сыграть погода. В одной работе указывалось, что в то время, когда корабль плыл навстречу гибели, Земля была ближе к Луне и Солнцу, что увеличивает гравитационное воздействие, приводит к высоким приливам и большому количеству плавающего льда.
Работа, опубликованная британским историком Тимом Малтином, указывала, что атмосферные явления в ночь крушения могли вызвать феномен, называемый сверхрефракция, когда искажения света создают образы и оптические иллюзии, которые могли помешать увидеть айсберг. Эти же явления могли привести к тому, что команда «Калифорнийца» приняла «Титаник» за другой корабль, а когда он начал тонуть, могла просто подумать, что он уплывает.
У вахтенных матросов не было биноклей.
Второй офицер «Титаника» Дэвид Блэр был отправлен на другой корабль незадолго перед его отплытием и забыл передать ключ от склада биноклей заменившему его офицеру. В позднейшем разбирательстве крушения вахтенные «Титаника» говорили, что бинокли помогли бы заметить айсберг и избежать столкновения. Блэр сохранил ключ на память, и он был продан на аукционе в 2007 году более чем за 100 тысяч долларов.
Было недостаточно шлюпок.
Независимо от того, что привело к катастрофе, такого количества жертв удалось бы избежать, если бы на корабле оказалось достаточно спасательных шлюпок. Но на корабле их было всего 20, допустимый законом минимум, они могли вместить 1178 человек.
Морис Кларк, гражданский служащий, обследовавший «Титаник» в Саутгемптоне, рекомендовал добавить еще столько же, он написал об этом соответствующее заключение, поскольку опасался, что его могут уволить, если корабль не выйдет в море. В хаосе после крушения в шлюпках «Титаника» осталось 400 свободных мест, а 1500 человек утонули в холодных водах Атлантики.