Оказывается, мозг свиньи после наступления смерти и изъятия его из черепной коробки животного, способен существовать и быть «живым» целых 36 часов. К такому выводу пришли специалисты, которые изучали особенности функционирования мозга свиньи после наступления смерти.
Для этой цели были изучены порядка 200 мозгов свиней со скотобойни, которые подключили к замкнутой системе жизнеобеспечения. Аппаратура обеспечивала орган насыщенной кислородом кровью.
Разумеется, о процессе мышления и сознания речь не идет. Но уникальность опыта в том, что миллиарды клеток на протяжении такого длительного времени оставались не просто здоровыми, а были способными к нормальной активности.
Сейчас специалисты уже заговорили о том, что, поскольку мыслительный орган этого животного очень схож с мозгом людей, то возможно, в дальнейшем получится сохранить таким же образом человеческий мозг.
Ранее ученые уже пытались «разобраться» в мозге человека и его функциях после смерти. Для этой цели были задействованы 4 добровольца - безнадежно больные люди, давшие согласие на исследования.
Пациентам проводили электроэнцефалографию в течение получаса после отключения от аппарата искусственного дыхания и за полчаса до него, параллельно делая электрокардиограмму и измеряя артериальное давление.
Оказалось, что активность клеток мозга не совпадает с моментом остановки сердца. В трех случаях из четырех мозг умирал еще до прекращения кровообращения - за десять, восемь и полторы минуты до остановки сердцебиения. Однако ученые были изумлены тем как «повел» себя мозг четвертного участника эксперимента: на протяжении 10 минут после остановки сердца и критического снижения артериального давления фиксировались вспышки медленных волн, которые медики знают как дельта-ритмы. Аналогичные сигналы исходят от мозга когда человек погружается в глубокий сон. Т.е. жизнь мозга у этого пациента как бы перешла в «спящий режим» после наступления смерти.
Несмотря на уникальность полученных результатов, когда мозг живет отдельно от всего тела после прекращения циркуляции крови и довольно продолжительное время, обосновать их эксперты не сумели, ограничившись объяснением «феномен».