На акваториях Черного и Каспийского морей стали всё чаще встречаться арктические виды птиц: моёвка, поморники, малый буревестник и чернозобая гагара. По мнению ученых, так северные птицы адаптируются к изменениям климата.
Моевку еще называют трехпалой чайкой, черноногой говорушкой. В России прижилось первое название. Первые отечественные исследователи этого вида работали на мурманском побережье и фактически узаконили поморское название этой чайки. Поморы наблюдали за этими чайками, собирая их яйца. Они заметили: чем больше к берегам Мурмана на нерест подходит мойвы, тем больше в гнездах моевок яиц (минимум до 3-х). При отсутствии этой рыбы моевки могут вообще не приступить к гнездованию.
Рассказывает ведущий научный сотрудник ФИЦ Южный научный центр РАН, кандидат биологических наук Рамиз Савицкий:
- Моевки гнездятся на скалах по всему северному Приполярью, но и для Черного моря эти птицы уже нередкое явление. В мае прошлого года экспедиция на научно-исследовательском судне «Денеб» зафиксировала в Черном море в районе Абрау-Дюрсо 12 моёвок. Это были молодые неполовозрелые особи.
Как рассказал главный научный сотрудник Мурманского морского института КНЦ РАН, доктор биологических наук Юрий Краснов, птицы посещают эти районы многие десятилетия, а может, и тысячелетия. Это последствия глобальных климатических изменений 8-13 тысяч лет назад. Залеты этих птиц в южные районы Атлантики: Средиземное, Черное, Каспийское - отзвук событий в последнюю ледниковую эпоху.
Пернатые зимовали в этих бассейнах (пусть и выглядевших иначе), так как северные моря были скованы льдами. Негде было зимовать моевкам в Северной Атлантике. Современные пути «наших» моевок стали формироваться с распадом ледника в Скандинавии и на Кольском полуострове. В эту гипотезу хорошо вписывается и единственный факт «освоения» Черного моря обыкновенной гагой. Сегодня орнитологи еще точно не знают, но, может быть, «она просто вернулась на родину».