В Стамбуле за проезд в общественном транспорте можно заплатить ... мусором

У жителей Стамбула появился новый способ оплатить проезд на общественном транспорте. Нет, это не биткойны, не QR-коды, и не приложения в смарфонах, ошибаетесь. Некоторые из стамбульских станций завели вендинговые машины, предлагающие проезд за переработанные банки и бутылки.

Машина, которая платит за переработку

Чтобы воспользоваться этим необычным предложением, нужно иметь транзитную карту. Эти карты предлагают скидки, поэтому все пользуются ими. Бережливые пассажиры опускают свои в машину, которая оценивает стоимость переработанных материалов на основе размера и структуры. Машины также принимают алюминиевые банки, и бутылки, которые они измельчают.

Можно ли проехаться просто за банки и бутылки? Трудно, но возможно. Нужна пара десятков пластиковых бутылок. Большинство попыток сдать посуду на переработку дает не бесплатный проезд, а проезд со скидкой. Алюминиевые банки стоят дороже, чем пластик.

Первые перерабатывающие машины были установлены на станции метро ITU-Ayazaga. Город планирует установить еще около 100 вендинговых машин на станциях и в других местах (наример, в школах). Эти транзитные карты под названием Istanbulkart, хоть и предназначены для общественного транспорта, можно использовать и в трамваях и автобусах, а также в общественных туалетах.

 

Хорошо и для окружающей среды, и для кошелька

Турки в последнее время не в ладах с Евросоюзом, а политическая напряженность и войны за пределами границ государства не способствуют экономике. В такой ситуации турки и их туристы ищут способы сэкономить, в том числе на переработанных материалах.

Турция производит большую часть мусора после Германии и Франции. В отличии от этих стран, индустрия переработки не развита в Турции. Одним из способов ускорить переработку мусора являются перерабатывающие машины. В заявлении в Твиттере муниципальное правительство технически обосновывает идею: «Благодаря этим умным машинам наш департамент муниципальная компания Smart City Technology внесут свой вклад в защиту окружающей среды».

Стамбул с населением около 15 млн человек, производит в день в среднем 17 000 тонн мусора. Лишь около трети из них перерабатываются в мусорных центрах.

А Индонезия давно дает бесплатный проезд на автобусе за участие в программах переработки.

Идея стимулировать сдавать перерабатывающие материалы далеко не нова. Как и предлагать скидки на проезд. Версия обмена использованных бутылок на проездную плату возникла и в Индонезии. Во втором по населению городе Сурабайя можно пользоваться автобусом два часа в обмен на 10 пластиковых стаканчиков или пять пластиковых бутылок. Оплачивать можно на автобусных станциях либо прямо в автобусах.

Автобус в Сурабайя может собрать более 500 фунтов пластика в день. Это серьезно, если учесть, что Индонезия, четвертая по населению страна в мире, является второй после Китая отправительницей пластикового мусора в океан.

Растущий тренд?

Пекин стал предлагать обмен переработку мусора в обмен на поездки в общественном транспорте задолго до Стамбула - первая машина заработала в 2012 году. Стимулирование переработки и стимулирование людей пользоваться общественным транспортом могло иметь хоть и скромный но эффект на окружающую среду. Но последние технологические усилия Стамбула, похоже, становятся трендом.

Фото: istanbulvipguide.com