Колонии муравьев похожи на человеческий мозг?
Королева муравьев живет 10 или 30 лет. Все остальные муравьи живут только год или два. Но ученые находят, что колонии, кажется, помнят вещи в течение многих поколений, даже после того, как все отдельные муравьи в поколении умерли.
В Европе рыжие лесные муравьи добывают тлю на деревьях, следуя по одному и тому же маршруту каждый год. Они живут в массивных сетях сосновых иголок в течение нескольких поколений. Зимой муравьи собираются вместе под снегом. Когда весной тает снег и появляются муравьи, старший муравей и группа молодых муравьев объединяются вместе, младшие идут за старшим по тропе. Старый муравей умирает, но молодые изучает новый путь, сохраняя знания для следующего поколения.
"Каждое утро форма кормовой зоны колонии меняется, как амеба, которая расширяется и сжимается. Ни один муравей не помнит нынешнее место колонии", — писала Гордон. "Во время первого похода каждого муравья-фуражира он стремится выйти за пределы остальных муравьев, движущихся в одном и том же направлении. В результате получается волна, которая увеличивается в течение дня. Постепенно волна отступает, так как муравьи сокращаются".
Гордон провела ряд экспериментов, чтобы выяснить, как работают воспоминания о муравьиных колониях. Она ставила вещи на пути колоний, блокируя, таким образом, пути и разбрасывала зубочистки, которые рабочие муравьи должны были перемещать. Несмотря на то, что она воздействовала только на группу рабочих муравьев, вся колония была задействована для дополнительной работы, которая должна была быть сделана в этом районе.
"После нескольких дней повторения эксперимента колонии продолжали вести себя так же, как и во время волнений, даже после того, как возмущения прекратились", — продолжил Гордон. "Муравьи поменялись задачами и позициями в гнезде, и поэтому шаблонам встреч потребовалось некоторое время, чтобы вернуться в невозмущенное состояние. Ни один отдельный муравей ничего не помнил, только колония".
Гордон также обнаружила, что старые колонии, похоже, понимали мир лучше, чем молодые колонии, хотя сами муравьи были одного возраста.
"Чем больше масштабы возмущения, тем больше вероятность того, что старые колонии будут сосредоточены на поиске пищи, чем на том, чтобы реагировать на создаваемые мною неприятности; в то же время, молодые колонии реагировали больше", — пояснила она. "Другими словами, старые, более крупные колонии вырастают, чтобы действовать более разумно, чем более молодые меньшие по размеру, хотя в старых колониях нет более старых, более мудрых муравьев".
Фото: curiosfera. com