Может ли математика победить терроризм? (продолжение)

 

Террористические атаки всегда застают нас врасплох. Они неожиданные и шокирующие. Но если бы их можно было предсказать или установить между каждым нападением хоть какую-то связь, которая помогла бы узнать о террористических действиях больше. Впервые над этим задумался профессор Нил Джонсон, физик из Университета Майами.

Он, профессор Майк Спагат из Лондонского университета Ройял Холлоуэй и ученый-компьютерщик Аарон Клаузет из Университета Колорадо в Боулдере в результате анализа 20 000 нападении в Колумбии выявили математическую зависимость, которую назвали "законом силы". Он заключался в том, что пик графика отражал малочисленные атаки с большим количеством жертв, а длинный "хвост" показывал многочисленные нападения с меньшим уровнем смертности.

Некоторые исследователи, однако, используют математику, чтобы попытаться предсказать, кто будет стоять за следующей атакой. Когда они сравнивали количество повстанческих групп в таких местах, как Ирак и Колумбия, с размерами этих групп, то всплывало что-то знакомое: закон силы. Другими словами, распределение размеров групп почти идентично распределению по масштабам атак: большое количество маленьких по размеру групп и горстка очень больших. В конце концов, логично, что горстка больших групп, которую он предсказывает, сможет проводить гораздо более разрушительные атаки, чем огромное количество небольших групп или "кластеров" бойцов.

"Под кластером мы подразумеваем не то, что участники ходят кучкой, как дети на детской площадке, — говорит Джонсон, — а то, что они каким-то образом координируются, например, с помощью некоторых средств современной коммуникации. Таким образом, это может относиться к группе людей в пустыне в эпоху Ирака, но это также относится и к более технически подкованным группам террористов, расположенным в разных местах."

Ключевые данные

Хотя невозможно узнать размер кластера, осуществляющего атаки, исследователи могут получить данные о лицах в интернете, которые поддерживают террористические действия или идеологию. По сути, эти данные находятся в свободном доступе, поскольку большинство групп просматриваются в интернете, чтобы вдохновлять новобранцев вступить в их ряды.

Джонсон и его коллеги изучали группы про-ИГИЛ, которые обмениваются такой информацией, как советы по финансированию террористических атак, или как избежать беспилотных летательных аппаратов. Facebook стремится закрыть экстремистские группы быстро, но группы про-ИГИЛ, кажется, более распространены на других онлайн-платформах. В ходе исследования информации, находящейся в открытом доступе в ВКонтакте, соц. сети, основанной в России, Джонсон обнаружил 196 групп сторонников ИГИЛ с более чем 100 000 подписчиками. Группы закрывались в течение нескольких недель, но участники просто формировали новые или присоединялись к уже существующим. Именно эти группы следовали закону силы в своем масштабе. И этот изменчивый онлайн-мир поддержки ИГИЛ, где группы объединяются, исчезают и реформируются, предлагает средства, чтобы помешать им: разделить их, прежде чем они успеют сформировать большие, более смертоносные группы.

Это не искоренит террористических атак — скорее всего, ничего не произойдет. Но это может ограничить влияние их атак. Остается надеяться, что 2019 год будет лучше.

Фото: obozrevatel. com