Куршская коса: орнитологическая станция "Фрингилла"

Сезонные массовые миграции требуют от птиц значительной выносливости, ведь преодолевать им приходится не одну тысячу километров.

Крохотные зяблики теряют в перелете больше половины собственного веса, и подготовка к путешествию сопряжена у них с набором веса. Тех, кто не готов, в стаю не допускают, а чрезмерно похудевших в пути оставляют на отдых, пока те не вернут себе нужную физическую форму.

За долгие века маленькие путешественники выработали для себя наиболее безопасные маршруты, один из которых пролегает над узкой Куршской косой Балтийского моря.

Наибольший риск для кочующих птиц представляют широкие водные преграды: так стая может лишиться значительной части уставших особей. Однако огибать препятствие не менее опасно: можно потерять время.

Вдоль Куршской косы, позволяющей пересечь морские просторы над сушей, мигрируют не только зяблики. В сезон здесь в течение суток пролетает около 250 видов североевропейских птиц: более миллиона особей.

Местные леса, где птицы веками останавливаются на отдых и кормежку, стали настоящей находкой для орнитологов. Можно увидеть даже редкие виды, вписанные в Красную Книгу.

Когда начали массово изучать птичьи перелеты?

Заниматься научными наблюдениями на уникальной природной площадке люди додумались лишь в конце XIX века.

Заслуга в том принадлежит немецкому богослову и естествоиспытателю Иоганнесу Тинеманну. По его инициативе в первый день 1901 года здесь открылась "Росситтенская орнитологическая станция" (нынешнее название поселка "Рыбачий"), а спустя тридцать лет она стала известна в мире, как место кольцевания птиц и научный центр по изучению их миграционного поведения.

Сам основатель проработал здесь до 1938 года, до конца своих дней, а его могила и сейчас находится в поселке Рыбачьем.

Что стало с центром в послевоенные годы?

В 1944 году немецкий орнитологический центр закрылся, станция оставалась заброшенной и с годами пришла в негодность. Но уже весной 1956 года, специальным решением АН СССР, работы по изучению птиц на Куршской косе возобновили, развернув недалеко от прежнего новый, советский, научный объект. В наши дни он преобразован в российский "Полевой стационар орнитологической станции "Рыбачий" Зоологического института РАН".

За пределами официальных реестров станция носит латинское название "Фрингилла", что означает "Зяблик", ведь этих птиц в местном лесу по-прежнему в избытке. Крохотные путешественники, вес которых составляет 15-40 граммов, вынуждены здесь отдыхать и отъедаться, чтобы продолжать долгий перелет: зимуют зяблики в Средней Азии или на средиземноморском побережье Африки.

Фото: rossija.info

В чем состоит российское ноу-хау?

На российской станции установлены безопасные ловушки для перелетных птиц, не имеющие аналогов в мире. Они устроены по принципу рыболовецкого трала: залетев в сети, птица вынуждена двигаться вперед, пока не окажется в специальном отсеке, вызволить из которого ее могут только люди.

Ловушки ориентируются на юг или на север, и в сезон там ежедневно оказывается до нескольких тысяч особей различных видов. Пернатых пленников достают, переписывают, взвешивают, по необходимости кольцуют, а затем отпускают на свободу.

За год птичья перепись охватывает до 80 тысяч особей, сведения о которых заносятся в журнал, а затем передаются в международные базы данных. Так ученым удается отслеживать перемещения отдельных птиц, стай и видов по всему миру.

Фото:subscribe.ru