Электричество на Мальдивах вырабатывают плавучие солнечные батареи

На Мальдивах хотел оказаться хоть раз в жизни, наверное, каждый человек из северных краёв. Солнце, море, песок, красивый вид, никаких мыслей о работе — просто сказка.

Мало кто думает о том, что многие курорты на тропических островах весьма энергозатратны, а для обеспечения энергией используется дизельное топливо, которое загрязняет атмосферу оксидами азота с углеводородами и серой.

Казалось бы, использовать солнечные батареи в местности, где очень много солнца большую часть года — самое правильное и разумное решение. Но есть одна очень существенная причина, мешающая это сделать. Такие электростанции занимают порядочно пространства, а панели чрезвычайно много весят, что делает их установку на островках невозможной. Некоторые из них совсем крошечные — их можно обойти меньше, чем за десять минут.

Мартин Путчек, основавший австрийскую компанию Swimsol, однажды заметил, что внешний риф вокруг атоллов — островов из коралл в виде кольца, шириной достигающего до двадцати километров — образует похожее на своеобразное озеро место. Именно сюда пришла идея устанавливать солнечные батареи, ведь с водными поверхностями, в отличие от суши, проблем на курорте нет.

Была разработана система SolarSea: на поверхность воды устанавливается алюминиевая платформа, а уже на неё монтируют солнечные панели. Конструкция размером 14*14 метров способна обеспечить необходимой энергией до 25 домов. По расчётам, такая система может работать при волнах до 1,8 метров в высоту и ветре не более 120 километров в час, срок службы составляет 30 лет. Важное уточнение, которое подчёркивает компания: лёгкость сборки конструкции, три человека могут собрать её за день без помощи сварки или тяжёлой техники.

На данный момент такая система работает уже практически четыре года, и во время эксплуатации выяснилась дополнительная немаловажная деталь. Батареи установлены на водной поверхности, из-за чего образовался эффект охлаждения, что повысило продуктивность панелей. Разница в температуре на однотипных панелях на крыше здания и на воде доходит до 20 градусов, что увеличивает мощность наводных станций примерно на 10%.

Кроме того, подобные системы оказывают влияние и на морских обитателей. Их облюбовали рыбы, которые не прочь спрятаться под ними в образованных тенях. Но также требуется предварительно изучить предполагаемое место установки и ставить конструкцию в отдалении от коралловых рифов, для которых необходим свет.

Сейчас Swimsol продаёт не сами конструкции солнечных батарей, но выработанное электричество, ценой ниже чем дизельное топливо. В 2017 году им удалось получить около мегаватта мощности, что позволяет сэкономить до 400 000 литров топлива.

Учитывая, что Мальдивы тратят на топливо около 1/5 производимого ВВП, перспективы открываются обширные.

Фото:econet.ru