В 2008 году доктор Теппо Сяркямо из Хельсинкского университета обнаружил, что из 54 пациентов, перенесших инсульт, те, кому дали музыкальные записи, улучшили свои языковые способности в большей степени, чем пациенты, которым дали аудиокниги. Музыка помогала восстановлению языка лучше, чем сам язык.
"Одна из вещей, которая делает музыку настолько интересной, — это то, что она приятна, но в то же время требовательна к познанию", — говорит Сяркямо. "Это одно из немногих терапевтических вмешательств, которое у нас есть -одновременно и успокаивающее, и сложное".
Музыка также может быть использована с целью помочь пациентам, которые никогда не могли говорить — в первую очередь, например, людям с синдромом Ретта. "Поскольку они вообще не говорят, мы изо всех сил пытаемся понять, как они могут думать или чувствовать", — говорит Голд, чье собственное исследование измеряет, как музыка стимулирует мозг людей с синдромом Ретта. "Похоже, это важный показатель того, какое влияние на них может оказать музыкальная терапия — расслабление или волнение".
Тяжелые нарушения, такие как синдром Ретта, — не единственные детские расстройства, на которые нацелены музыкальные терапевты: 12% клинической работы с детьми — аутистами в Великобритании так или иначе связаны с музыкой, чаще всего с целью помочь им взаимодействовать с другими.
"Это имеет смысл, потому что музыка, в конечном счете, связана с социальными взаимодействиями", — говорит Голд. "В музыкальной коммуникации, если вы импровизируете с кем-то, есть тонкие изменения, которые вы должны сделать, когда взаимодействуете с другими. Эти социальные обмены являются наиболее важной частью большинства форм музыкальной терапии".
Люди — это социальные существа, которые требуют социального контакта. Немногие переживания могут быть более изолирующими, чем нарушения в процессе старения, поэтому неудивительно, что это одна из старейших и наиболее устоявшихся областей исследований в музыкальной терапии.
Возьмем, к примеру, тремор и проблемы с подвижностью, которые сопровождают болезнь Паркинсона: "Люди с расстройствами, которые вызывают тремор, имеют тенденцию падать. Хотя лекарства могут помочь при треморах, мало что можно сделать, чтобы помочь им восстановить способность ходить", — говорит профессор Симона Далла Белла из Университета Монпелье. Используя метрономы и ударные инструменты, он изучает, как мелодическая походка может помочь пациентам с болезнью Паркинсона ходить более устойчиво. Подобно тому, как солдаты учатся ходить на барабанную дробь, больные Паркинсона могут улучшить свою ходьбу с помощью ритма.
"Интересная вещь в этой терапии состоит в том, что преимущества не ограничиваются походкой — мы также видим улучшения в таких вещах, как контроль своей двигательной системы", — говорит Далла Белла. "Пациенты, которые, например, проходят обучение по слуховому сигналу, могут значительно улучшить свое восприятие и способность произносить речь".
Механизм, с помощью которого музыка помогает пациентам, страдающим от болезни Паркинсона, по-видимому, лежит в области мозга, называемой прилежащим ядром. Это та же область, которая выделяет дофамин — нейромедиатор, связанный с удовольствием — в ответ на химические стимуляторы, такие как наркотики, или физические стимуляторы, такие как секс. Болезнь Паркинсона характеризуется нарушением связей между кластером структур мозга, называемых базальными ганглиями, и другими регионами из-за недостатка дофамина. Поэтому имеет смысл, говорит Далла Белла, что, если музыка может вызвать выброс дофамина в этом регионе, это имело бы благотворный эффект.
Фото: sectorsmart.com