У каждого из нас есть свое наследство. Каждый надеется оставить после себя мир немного лучшим, чем он был ранее. Ученые нередко живут этой надеждой. Они проводят годы непризнанной тяжелой работы для того, чтобы дать ответы на мучающие человечество вопросы или улучшить жизнь людей. В этом смысле Томас Миджли был настоящим ученым. Он работал на корпорацию General Motors на самой заре автомобилестроения, получил более сотни патентов и был уважаем в научном сообществе. К сожалению, Миджли оказался довольно опасным типом ученого, гением наоборот. Несомненно, его научные достижения были значительны, но привели к чудовищным последствиям.
Он имел строгую рабочую этику и несгибаемый оптимизм относительно будущего технологий. В результате его деятельности совершенно случайно он увеличил риск тяжелых заболеваний у большинства людей и в значительной мере способствовал глобальному потеплению.
Как бензин стал бензином
Ничего в ранней жизни Миджли не предвещало столь чудовищных событий. Он вырос в счастливом семействе в Пенсильвании и научился тому, как обращаться с механизмами, в мастерской его отца, который был изобретателем. Миджли смог поступить в Корнеллский университет, где в 1911 году получил диплом инженера. Он начал работать на молодую автомобильную компанию General Motors. На момент его появления в компании она сражалась с вибрацией двигателей. Выяснилось, что решение уже существует - добавить этанол в бензин, но этанол производится природой и на него нельзя получить патент. Это означало, что компания не сможет получить выгоды от этого. Решить проблему вибрации требовалось чем-то искусственным и сложным. Зная, что проблема возникала от того, как топливо сгорало в цилиндрах, Миджли попытался добавить в него йод, чтобы изменить способность к поглощению тепла. Это не сработало, и он начал перебирать различные элементы, пока не пришла очередь свинца. Новый состав устранил вибрацию двигателя и даже несколько увеличил пробег. С тех пор почти весь бензин в мире содержит свинец.
Как работает ваш холодильник
Дальнейшие работы Миджли касались рефрижераторов. В 1920 годы большинство людей хранило пищу или охлаждало ее посредством ящиков со льдом, который ежедневно доставляли грузовиком. Ранние рефрижераторы торговой марки, принадлежавшей General Motors, использовали охладители и насосы, чтобы создавать низкие температуры. Каждый охлаждающий агрегат нуждался в воде или аммиаке в качестве рабочей жидкости. Последний вообще представляет собой опасный для человека яд. В 1920-е годы General Motors работала над новым составом рабочей жидкости. Миджли обратил внимание на вещества алкилхлориды и начал искать среди них то, которое было бы дешевым и неядовитым. Вскоре он натолкнулся на дихлордифторметан или, как он вскоре был назван, фреон, который представляет собой смесь сильных химикатов. Хлорин вообще использовался в качестве отравляющего вещества во время Первой мировой войны. Метан легко воспламеняется. Во фреоне все эти свойства встречались и гасили друг друга, создавая устойчивый баланс.
Самые опасные соединения
Фреон был безопасен для людей, но не для окружающей среды. Фреон использовали в холодильниках и аэрозолях, в баллончиках лака для волос. Он был повсюду. В наши дни его использование запрещено и преследуется по закону. Когда фреон оказывается в воздухе, нет естественного химиката, который мог бы привести к его распаду. В результате фреон из лака для волос, использованного в 1985 году, все еще в атмосфере. В конце концов фреон поднимается в верхние слои атмосферы, где попадает под космические лучи. Только этим высокоэнергетическим лучам и под силу разорвать фреон. Когда его молекула оказывается разорвана, все содержащиеся в нем химикаты тут же оказываются свободны. И все они разрушительны для озонового слоя. А озоновый слой - эта наша защита от космической, прежде всего - исходящей от Солнца радиации. Ученые считают, что один только атом хлора из фреона может разрушить сто тысяч молекул озона. И также говорится о том, что хлор из каждой когда-либо использованной молекулы фреона все еще находится в окружающей среде и не исчезнет из нее до конца 21 века.
Фото: YouTube