За право считаться ученым, открывшим кислород, соперничают три персоны. Все они были великими, и каждый из них заслуживает права быть первым, кто смог выделить самый важный для нас и почти для всего живого на нашей планете газ. Эксперименты по изолированию кислорода и дальнейшее понимание важности этого элемента сложно переоценить.
Одним из претендентов на звание первооткрывателя кислорода является шведский фармацевт Карл Вильгельм Шееле. В 1772 году он смог найти способ, точнее несколько способов того, как выделить кислород. Он выяснил, что оксид ртути, карбонат серебра, нитрат магния выделяют один и тот же газ. Шееле назвал таинственный газ "огненный воздух", потому что тот вспыхивал, соприкасаясь с угольной пылью. Также Шееле принадлежит четь открытия хлора. Но он опубликовал работу о своих открытиях только в 1777 году. Она называлась "Химические наблюдения и эксперименты с огнем и воздухом". К тому времени Джозеф Пристли уже опубликовал свои "Эксперименты и исследования воздуха". Лаваузье также уже смог изолировать и изучить кислород. Шведский ученый слишком долго ждал, чтобы опубликовать свои эксперименты, поэтому получил прозвище "невезунчик Шееле".
Вторым претендентом является Джозеф Пристли, британский министр. В 1771 году Пристли заметил, что мышь, оставшаяся в запечатанном сосуде, лишается чувств. Затем он поместил внутрь веточку мяты и увидел, как животное ожило. Это натолкнуло его на мысль о том, что растения производят нечто, освежающее воздух. Об этом он написал своему другу Бенджамину Франклину, добавив в письме о надежде на то, что его открытие отвратит людей вырубать так много деревьев. Пристли не мог изолировать кислород вплоть до 1 августа 1774 года, когда он нагрел немного ртутного оксида и выяснил, что в процессе получился газ, воспламенивший угасший было уголь. Ему удалось собрать некоторое количество газа, и он рискнул вдохнуть его. Он описывал ощущения как чувство легкости в груди. Но Пристли не мог отказаться от популярной в те времена теории, утверждавшей, что возгорание возникает благодаря некоей субстанции, именуемой флогистоном. Пристли считал, что обнаруженный им газ поддерживает горение потому, что он чистый и может впитывать флогистон.
Третий претендент — Антуан Лоран Лавуазье. Французский сборщик налогов, Лавуазье уничтожил теорию флогистона. До того времени ученые не могли объяснить, почему олово приобретает вес при горении, ведь оно должно было терять его, испуская флогистон. Лавуазье понял, что флогистон не может иметь отрицательную массу, и взялся доказать, что горение возникает по другой причине. Он нагревал ртуть, пока не образовывалась окалина, а затем нагревал и ее, пока она не начинала испускать чистый газ. Лавуазье понял, что горение происходило из химической реакции с этим газом, а не с каким-то таинственным флогистоном. Он назвал газ кислородом ввиду его способности создавать кислоты. Лавуазье также помог установить метрическую систему, которой пользуется большая часть мира.
Кому из ученых принадлежит первенство в открытии кислорода — установить достаточно сложно. Первенство по времени принадлежит Шееле, но Пристли установил, что кислород исходит от растений, что помогло понять процессы фотосинтеза и дыхания, а Лавуазье дал этому газу имя. Но наиболее важным является то, что их имена остались в истории, а результаты работы сделали наш мир таким, каким мы его знаем.
Фото: techfruit.com