Когда-то осьминогов считали одиночными существами, которые, как думали, бродят по глубине в одиночку, встречаясь только для спаривания. Однако недавние открытия начали опровергать это предположение. В 2009 году произошло открытие поселения, получившее название "Октополис", в котором обитает тот же тип осьминога. Хотя этот вид, получивший название, по-прежнему часто встречается в одиночку, в некоторых ситуациях кажется, что они решают объединиться в сообщества, сосредоточенные вокруг маленьких логов из ракушек.
В Джервис-Бэй, недалеко от Восточной Австралии, Октополис был построен вокруг искусственного объекта неопределенного происхождения, вокруг которого осьминоги постепенно строили небольшие логова из раковины.
Исследователи из США и Австралии совершили несколько погружений на площадку в 2016 и 2017 годах и установили камеры для записи взаимодействий осьминогов. Жизнь в городе не является мирной идиллией. Осьминоги, укрывающиеся в своих берлогах, часто подвергались нападениям и вытеснению другими представителями своего вида, и различные формы агрессии были обычным явлением. Победа часто доставалась большему из двоих, и проигравший был вынужден уйти.
Общины были также построены вблизи густых популяций морских гребешков, и щедрость пищи позволяет осьминогам вести оседлый образ жизни и кооперироваться друг с другом. Действительно, богатая доступность добычи позволила городу расширяться. По мере того, как все больше моллюсков съедается и выбрасывается, количество раковин растет, позволяя большему количеству осьминогов строить логово и съедать еще больше моллюсков.
В данном случае осьминогов можно назвать "инженерами экосистемы", учитывая, что они по существу благоустроили окружающую среду, чтобы создать более гостеприимную среду. Городское развитие само по себе привлекло гораздо более разнообразное сочетание морских обитателей, расширяя действие труда осьминогов за пределы только их видов.
Конечно, называть Октатлантис сообществом в традиционном смысле слова довольно сложно. Осьминоги не обязаны жить вместе, и, учитывая уникальные преимущества этой конкретной области, кажется, что они просто решили смириться с присутствием друг друга, а не от всего сердца объединяться. Тем не менее, теоретически возникновение сообществ и общественной жизни стимулировало их собственное развитие, и эти собрания дают исследователям возможность наблюдать за началом того, что могло бы стать долгосрочным экспериментом в культурной эволюции осьминога.
Фото: fineartamerica.com