Несмотря на то, что ее достижения затмевают работы ее родителей, Ирен Жолио-Кюри, старшая дочь Марии и Пьера Кюри, родившаяся в Париже 12 сентября 1897 года, была великолепным ученым.
Ее рождение знаменовало собой начало династии ученых. Непоседливая Мария Кюри присоединилась в лаборатории к работе своего супруга вскоре после рождения дочери. В следующие десять лет супруги открыли радий и полоний, создали представление о радиоактивности, приветствовали рождение второй дочери и получили Нобелевскую премию по физике. Кюри ждали от своих дочерей, что те продолжат их работу. В 1925 году Ирен оправдала их ожидания. Она получила докторское звание химика и стала работать в лаборатории ее матери.
Брак родителей стал моделью для ее собственной жизни. Как и ее мать, Ирен нашла любовь в лаборатории. Фредерик Жолио присоединился к команде Кюри в качестве помощника. Он и Ирен быстро выяснили, что у них множество общих интересов: искусство, спорт, борьба за права человека. Они начали совместную работу и вскоре поженились, после чего стали подписывать свои работы Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
Их страсть к исследованиям позволила им оказать существенное влияние на науку и значительно продвинуть ее на пути познания мира. После десяти лет экспериментов они выяснили, что щитовидная железа поглощает радиойод, а также узнали, как тело воспринимает радиоактивные фосфаты. Во время своих работ они выяснили, что если поместить между бериллием или бором и детектором (камера, фиксирующая радиацию) содержащий водород материал, то уровень радиации существенно возрастает. Эти наблюдения привели к прорыву в 1932 году, когда английский физик Джеймс Чедвик открыл нейтрон.
Супруги также нашли способ отделять радиоактивные изотопы из нерадиоактивных материалов, и это открытие позволило в будущем создать атомные бомбы и электростанции. За это же супруги получили Нобелевскую премию по химии в 1935 году.
Они боролись за мир и справедливость. Гуманистические принципы, изначально сблизившие Ирен и Фредерика, становились только более значимыми для них со временем. Они были членами Французской социалистической партии и комитета противостоящих фашизму интеллектуалов. Когда их страну захватили нацисты, супруги сделали все для того, чтобы избежать попадания их работ в руки оккупантов. Отказавшись от работы в лаборатории ради своих детей, Ирен никогда не переставала сражаться за свободу и равноправие. Особенно активна она была в том, что касалось групп по борьбе за права женщин.
Ее жизнь во многом была повторением жизни ее матери. Такой же была и смерть. Годы работы с радиацией, вся опасность которой в те годы еще не была известна, привели к возникновению смертельных заболеваний как у Марии, так и у ее дочери. При этом Мария никогда не отговаривала Ирен от работы в лаборатории.
Фото: otvet. mail.ru