В теплые эпохи между ледниковыми периодами, простирающимися от 500 000 до 200 000 лет назад, южные районы Британии были заняты видом древнего человека, Homo heidelbergensis. Эти охотники-собиратели были достаточно требовательны к тому месту, где они собирались жить или разбивать лагерь, всегда думая о том, где можно найти хорошую еду. К сожалению, они оставили мало доказательств своего занятия, за исключением очень редких мест резни, усыпанных костями.
В статье ученые из Саутгемптона Лора Базелл, Сиан Робинсон, Грэм Бердж проанализировали данные из археологических памятников по обе стороны Ла-Манша, чтобы выяснить, можно ли связать их местонахождение с районами, где когда-то был богатый выбор еды. Эти участки сосредоточены в среднем нижнем течении речных долин, причем большинство из них находятся выше по течению, но относительно близко к оценочным приливным пределам уровня моря того времени. Они включают Данбридж в Хэмпшире, Суонскомб около Дартфорда и долину Соммы во Франции.
Из-за влияния геологических процессов за такие огромные промежутки времени, только несколько из этих мест находятся именно там, где они были сотни тысяч лет назад. Несмотря на это, остальные продвинулись всего на несколько десятков метров. Таким образом, сравнивая местоположения поселений с базой данных растений и животных, известных по всему региону в то время, можно оценить доступную им пищу.
Насколько хорошо удовлетворялись потребности наших ранних предков в питательных веществах? Ученые изучили доступность макронутриентов (белков, углеводов и жиров) и необходимых микроэлементов, таких как витамины А, В6, В12 и С, фолиевой кислоты, йода, железа и цинка. Преимущество этих мест включало лучший доступ к продуктам, которые обеспечивали все эти важные элементы питания, включая такие источники, как сырая печень и костный мозг, яйца, жирные хвосты бобра, питательные угри, корнеплоды, такие как дикая морковь, капуста, кресс-салат и зеленые листовые овощи. Эти продукты сохраняли здоровье населения и обеспечивали максимальный репродуктивный успех и, возможно, даже усиливали культурную сложность народов.
Так что, возможно, в экологических нишах, обнаруженных на этих участках поймы, было симбиотическое взаимодействие между этими ранними гомининами, лошадьми и оленями, которых привлекали луга на опушках лесов, пресноводных рыб и угрей и бобров. Кажется, что эта модель занятия в сочетании с низкой плотностью населения была фундаментальной для палеолитической диеты. Здесь, в иногда обледеневших более высоких широтах северного полушария — самого края мира в то время — комплексное питание позволило нашим ранним человеческим предкам выйти за пределы своей родины и в эти менее продуктивные регионы на протяжении более полумиллиона лет.
Фото: pohudejka.com