Загрязнение воздуха автомобильным транспортом, работающим на дизельном топливе, во Франции убивает примерно 40 000 человек в год — это примерно в десять раз больше, чем людей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
На глобальном, региональном и национальном уровнях загрязнение воздуха представляет собой серьезную проблему для общественного здравоохранения. Экологический прогноз ОЭСР на период до 2050 года предусматривает, что в период до 2050 года число людей, которые умирают во всем мире от воздействия твердых частиц, увеличится более чем вдвое — с 1,5 до 3,5 миллионов. Не все это может быть связано с выбросами автомобильного транспорта. Но это очень значительный вклад, который усиливается и в странах с развивающейся экономикой, поскольку рост благосостояния влечет за собой повышение личной мобильности — люди больше передвигаются, покупают личные автомобили, летают на самолетах.
Как можно улучшить меры политики, чтобы уменьшить загрязнение воздуха от автомобильного транспорта и улучшить здоровье людей?
Во-первых, применять политические инструменты как можно ближе к проблеме, которую нужнорешить. Для выбросов CO2 политическим инструментом выбора является налог, связанный с содержанием углерода в топливе, поскольку выбросы CO2 напрямую связаны с этим содержанием углерода. Для NOx и других загрязнителей выхлопных труб связь с количеством используемого топлива не является такой прямой. Способ управления транспортным средством и тип технологии двигателя являются определяющими. Точно так же шум и заторы не связаны напрямую с использованием топлива. При всех этих социальных затратах идеальным инструментом политики являются сборы за пользование дорогами, которые зависят от места и времени вождения, а также от экологических характеристик транспортных средств.
Для местных загрязнителей воздуха любой режим взимания платы или налогообложения должен использовать реальные измерения выбросов, а не сценарии искусственно оптимистичных испытаний. Существует большой и увеличивающийся разрыв между нормами выбросов, которые устанавливают страны, и выбросами при нормальных условиях вождения. С середины 1990-х годов, возможно, не было реального снижения выбросов NOx от дизельных транспортных средств в европейских странах, и, хотя произошло некоторое сокращение выбросов твердых частиц, произошло увеличение количества NO2 от дизельных транспортных средств.
Фото: greenbelarus. info