Загрязнение воздуха стало основной экологической причиной преждевременной смерти, из-за плохих санитарных условий и нехватки чистой питьевой воды. По данным ВОЗ, более 3,5 миллионов человек ежегодно погибают от воздуха, которым они дышат в городских районах, и это число растет. Загрязнение воздуха сейчас убивает вдвое больше людей, чем ВИЧ / СПИД.
Есть и экономическая цена, которую нужно платить. Одним из инструментов, используемых для количественной оценки затрат, связанных с загрязнением воздуха, является "Значение статистической жизни" (VSL), которое оценивает значение, которое люди придают предотвращению преждевременной смерти от загрязнения. Таким образом, VSL может проиллюстрировать относительные преимущества различных вариантов политики с точки зрения их влияния на благосостояние людей. На основе этой методологии в отчете показано, что стоимость смертей и заболеваний от загрязнения воздуха увеличилась примерно на 10% в период с 2005 по 2010 год, достигнув 1,7 трлн долларов США только в странах ОЭСР.
Чтобы представить такое огромное количество в перспективе, давайте рассмотрим случай Германии. Здесь экономические затраты на смерть от загрязнения воздуха составили около 150 миллиардов долларов США в 2010 году. Это эквивалентно половине общих расходов правительства Германии на здравоохранение.
Двумя наиболее распространенными и опасными формами загрязнения воздуха являются твердые частицы и озон. Мелкие твердые частицы могут попасть в легкие и способствовать распространению вредных веществ по всему организму. Оксиды азота (NOx) реагируют с солнечным светом, что приводит к образованию озона и твердых частиц. Эти загрязнители воздуха могут оказывать различное воздействие на здоровье, вызывать астму, рак легких, проблемы с дыханием и болезни сердца. Пожилые люди особенно уязвимы, поэтому старение населения увеличивает количество людей, подвергающихся риску.
Во многих странах большинство новых автомобилей, поступающих на рынок, работают на дизеле, несмотря на постепенно ужесточающиеся нормы выбросов транспортных средств. Производители автомобилей имеют тенденцию в своих отчетах недооценивать выбросы в реальных условиях, особенно дизельных транспортных средств. Существуют важные различия между выбросами загрязняющих веществ в ходе испытательных циклов, которые регламентируются стандартами на выбросы транспортных средств, и выбросами тех же веществ из рассматриваемых транспортных средств в реальных условиях.
Что можно сделать?
ОЭСР использовала методологию VSL для оценки того, сколько люди в разных странах готовы платить, чтобы избежать смертей, вызванных загрязнением воздуха. Правительства могут использовать эту информацию для определения строгости мер, которые следует применять для уменьшения загрязнения. Новые оценки показывают, что люди готовы платить больше за чистый воздух, чем считалось ранее. В настоящее время водители платят, чтобы наслаждаться личной мобильностью, но не за ущерб, который они наносят здоровью других людей. Люди хотят, чтобы правительства что-то сделали с этим, потому что они бессильны и не могут решить проблему сами. Правительства, с другой стороны, знают, что, если они предпримут действия, они будут возлагать расходы на производителей автомобилей и водителей.
Фото: tass. ru