На первый взгляд резко сокращающиеся популяции акул не кажутся серьезной причиной для беспокойства других морских обитателей или людей. Но эта простая точка зрения основана на разделении животных на две группы: хищников и жертв. На практике это различие слишком грубое.
В пищевой цепи есть много уровней хищников. Те, кто наверху пищевой цепи, убивают тех, кто в середине, тем самым мешают им убивать тех, кто внизу. Как гласит старая поговорка: враг моего врага - мой друг.
Рост промысла акул в основном обусловлен растущим спросом на их плавники. Суп из акульих плавников является деликатесом в Китае, что крайне нелепо, учитывая, что сами плавники безвкусны и просто добавляют текстуру супу. Сильная экономика Китая закрепила это дорогое удовольствие для растущего среднего класса, и акулы расплачиваются за это.
Рэнсом Майерс из Университета Далхаузи, Галифакс, решил изучить влияние снижения численности акул, проанализировав уникальную перепись акул, проведенную за последние 30 лет на американском восточном побережье. В этих водах несколько видов акул практически исчезли с 1972 года. А поскольку рыболовные судна, как правило, ловят более крупных особей, средний размер выживших акул резко упал.
Неудивительно, что когда акулы начали вымирать, их добыча почувствовала себя лучше. Большие акулы в основном охотятся на более мелких хищников, в том числе на коньков, скатов, а также на мелких акул, число которых выросло. Например, в настоящее время восточноамериканский бычерыл встречается в десять раз чаще, чем в середине 70-х годов. И вот здесь начинается эффект домино. Оказывается, крупные акулы выполняют некую защитную функцию для животных в нижней части пищевой цепи.
Убивая хищников среднего уровня, акулы не позволяли им уничтожить запасы мелкой рыбы и беспозвоночных. Восточноамериканский бычерыл питается в основном моллюсками, такими как морские гребешки и устрицы. В 80-х годах их небольшое количество мало влияло на местную популяцию морских гребешков. Но в 1996 году взрыв популяции бычерылов стал концом для гребешков. К 2004 году местные промыслы гребешка в Северной Каролине, которые процветали на протяжении веков, были вынуждены закрыться и остаются закрытыми по сей день. Вряд ли местные жители предполагали, что исчезновение опасных акул из их вод могло иметь столь ощутимые экономические последствия.
Это далеко не единичный случай. В Ариаке-Саунд у берегов Японии особенно интенсивно ведется промысел акул, и быстро растущая популяция длинноголовых скатов уничтожает популяции моллюсков так же, как и их близкие родственники в Атлантике. Это один из первых случаев, когда истребление хищников верхушки пищевой цепи в океане было так тщательно изучено. На суше последствия общеизвестны. Только в прошлом году австралийские ученые установили, что в некоторых районах вымирание местной собаки динго позволило таким хищникам, как кошки и крысы, убить до двух третей наземных видов млекопитающих.
Что касается акул, ответственность за сохранение этих великих животных несут только хищники, с которыми они сами сталкиваются: рыбаки, которые их убивают, и азиатские любители ресторанов, которые создают спрос на их плавники. Конечно, цена безвозвратного изменения экосистемы слишком высока, чтобы платить за право есть суп с плавниками?
Фото:stabmag.com