В обществе шимпанзе свист, сопровождаемый резким криком означает: «Я ухожу. Энергичные ворчания, вероятно, означают «хорошая еда». Эти грубые интерпретации являются результатом многолетних исследований коммуникаций шимпанзе. В дополнение к раскрытию того, о чем говорят обезьяны (большой сюрприз - еда и секс), результаты также отражают, почему и как общаются шимпанзе. А также как это соотносится с человеческим языком.
Один из самых больших вопросов о шимпанзе связан с понятием интенциональности (намерения). Почему шимпанзе рассказывают о том, что они делают? Ответ может показаться очевидным, но на самом деле следует провести важное отличие между врожденными, непроизвольными реакциями на раздражители, звонки и жесты, которые производятся сознательно для передачи внутренних вещей, таких как мысли и чувства.
Первый тип общения включает в себя смех и плач, это необязательно требует сознания. Второе требует того, что называется теорией разума или понимания того, что другие существа имеют мысли.
Наличие жестов, мыслей указывает на уровень сознания, и это помогает исследователям оценить, насколько умными являются животные, например шимпанзе. Исследования показывают, что они понимают, что у других есть мысли, по крайней мере, до определенной степени.
Ученые классифицируют коммуникации животных на разные уровни интенциональности, разработанные философом и учёным Даниелем Деннеттом в 1980-х годах. Уровни соответствуют разным степеням теории разума.
Интенциональность нулевого порядка не требует разума и относится к автоматическим реакциям без коммуникативного намерения. Например, некоторые обезьяны могут быть запрограммированы биологически, чтобы издавать тревожный зов, когда они обнаруживают хищника. Зов может заставить других животных укрыться, но это не то, почему он был сделан. Наша гипотетическая обезьяна просто кричала: «Боже, ягуар!» (если можно было бы перевести с обезьяньего языка).
Но животные с интенциональностью первого порядка сознательно сигнализируют об изменении поведения других. Обезьяна уже кричит: «Ягуар! Опасно!», потому что она знает, что крик заставит членов группы скрыться. Интенциональность второго порядка идет еще дальше: сигнал сделан, чтобы изменить мысли других. Это, конечно, требует понимания того, что у других есть мысли. Уровни интенциональности продолжаются (третий порядок: я хочу, чтобы вы знали, что я хочу, чтобы вы что-то знали), но дебаты об обезьянах витают вокруг первых трех.
Чтобы определить, какого уровня достигают различные виды, исследователи животных позаимствовали критерии у психологов, которые изучают развитие языковых навыков у младенцев. Преднамеренное общение подразумевается ситуативными подсказками, например, когда субъект делает знак, только когда соответствующие получатели находятся рядом и обращают внимание. Например, ребенок только указывает на бутылочку с молоком, когда взрослый смотрит. Или обезьяна делает вызов «Ягуар!» только тогда, когда ее собратья находятся в опасности.
Недавние эксперименты подтверждают, что шимпанзе имеют интенциональность первого порядка, показывая, что они могут контролировать свои вызовы и использовать их тактически.
Фото: en.igihe.com