Но, по словам Фрэнка Хейлера из Центра исследований биоразнообразия и климата во Франкфурте, эта история неверна в двух важных аспектах. Во-первых, белый медведь — это не просто ветвь родословной бурого медведя. Они имеют отдельное происхождение. Во-вторых, они примерно в четыре раза старше, чем кто-либо думал, и возникли около 600 тысяч лет назад.
Если это новое представление верно, путешествие медведя к полярному господству было не быстрым спринтом, а более неторопливой прогулкой. Как вид, белые медведи видели много ледниковых периодов. Вместо того, чтобы быть символом чрезвычайно быстрой эволюции, у них действительно было достаточно времени, чтобы приспособиться к жизни в тяжелых условиях.
У нас есть две разные истории происхождения белых медведей, потому что, как и у всех животных, у них два генома. Есть ядерный геном, который хранит большую часть их ДНК в центре их клеток, и меньший митохондриальный, размещенный в небольших структурах — михондриях. Ядерный геном наследуется обоими родителями, но митохондриальный наследуется только от матерей.
Хейлер изменил это, секвенировав ядерную ДНК 45 бурых, полярных и черных медведей в 14 разных местах. Его результаты показали, что полярные и бурые медведи на самом деле являются родственными группами, которые разошлись друг с другом около 603 тысяч лет назад. Полярные и бурые медведи — разные виды, и они генетически отличаются друг от друга, как от черных медведей.
Хейлер считает, что два медведя часто встречались и спаривались друг с другом, еще долго после того, как они разошлись. Действительно, они все еще могут создавать гибриды и сегодня. Если бурые медведи женского пола спариваются с белыми медведями мужского пола, гибрид будет нести митохондриальный геном бурого медведя. Эта ДНК могла бы проникнуть в более широкую полярную популяцию, если бы гибриды спаривались с другими белыми медведями.
Если вы посмотрите на митохондриальную ДНК, вы увидите след этих недавних межвидовых связей и ошибочно примете их за разделение между двумя группами. Если вы посмотрите на ядерную ДНК, вы увидите, когда на самом деле произошел раскол. Это именно то, что предложила Цейридвен Эдвардс из Оксфордского университета, когда она анализировала митохондриальную ДНК медведя в прошлом году.
Есть интересные параллели с нашим пониманием эволюции человека. В течение многих лет ученые изучали митохондриальную ДНК неандертальцев, извлеченную из их костей. Эти последовательности предположили, что неандертальцы были отдельным видом для современных людей, и мы никогда не спаривались друг с другом. Но ядерный геном неандертальца, обнародованный в 2010 году, положил конец этой идее. Выяснилось, что неандертальцы и современные люди, должно быть, спаривались, поскольку от 1 до 4 процентов каждого европейского или азиатского генома теперь происходит от неандертальцев. Опять же, ядерные гены обнаружили историю, которая была невидима для митохондриальных.
Эдвардс говорит, что исследование является важным. Теперь она заинтересована в анализе древней ДНК из окаменелостей медведя, чтобы лучше понять, как эти два вида со временем разошлись, и как они могли иметь общие гены после этого.
Фото: muzhskoisait. ru