Космический корабль «Колумбия» распался 1 февраля 2003 года, когда вошел в атмосферу Земли. Погибли все семь членов экипажа. Катастрофа произошла над Техасом, всего за несколько минут до того, как Колумбия должна была приземлиться в Космическом Центре Кеннеди.
Позже расследование установило, что катастрофа была вызвана кусочком пенополиуретана, который сломал топливный бак челнока и повредил край его левого крыла. Катастрофа «Колумбии» стала второй трагедией в истории программы космического шаттла после того, как космический челнок "Челленджер" распался вскоре после запуска в 1986 году, и все семь астронавтов на борту погибли.
Запуск космического корабля «Колумбия» и его катастрофа
28-ю космическую миссию "Колумбии", обозначенную STS-107, первоначально планировалось запустить 11 января 2001 года, но ее откладывали много раз по разным причинам в течение почти двух лет. Корабль, наконец, был запущен 16 января 2003 года с экипажем из семи человек. Через восемьдесят секунд после запуска кусок пенопласта оторвался от топливного бака шаттла и ударился о край левого крыла шаттла.
В течение 30-летней программы космического шаттла на борту путешествовало 355 астронавтов. Пять шаттлов программы (Columbia, Challenger, Discovery, Atlantis, Endeavour) пролетели более 542 миллионов миль. Камеры, сфокусированные на последовательности запуска, выявили столкновение пены, но инженеры не смогли точно определить место и степень повреждения.
Хотя аналогичные инциденты произошли во время трех предыдущих запусков шаттлов без нанесения критического ущерба, некоторые инженеры космического агентства полагали, что повреждение крыла может привести к катастрофе. Их опасения не были рассмотрены в течение двух недель, которые "Колумбия" провела на орбите, потому что руководство НАСА полагало, что даже если был причинен серьезный ущерб, мало что можно было сделать, чтобы исправить ситуацию.
"Колумбия" снова вошла в атмосферу Земли утром 1 февраля 2003 года. Лишь через 10 минут, в 8:53 утра, когда шаттл находился на высоте 231 000 футов над береговой линией Калифорнии, двигаясь со скоростью звука, появились первые признаки проблемы. Поскольку термостойкие плитки, покрывающие передний край левого крыла, были повреждены или отсутствовали, ветер и жар проникли в крыло и взорвали его.
Первые осколки стали падать на землю в Западном Техасе около Лаббока в 8:58. Минуту спустя прозвучало последнее сообщение от экипажа из пяти мужчин и двух женщин, и в 9 часов утра шаттл распался над северо-восточным Техасом, недалеко от Далласа.
Последствия катастрофы
Что еще больше усугубило трагедию, два пилота на борту поискового вертолета погибли в результате крушения, когда искали обломки. В августе 2003 года комиссия по расследованию опубликовала отчет, в котором указывалось, что экипаж «Колумбии» мог бы устранить повреждение крыла или вывести экипаж из шаттла. «Колумбия» могла оставаться на орбите до 15 февраля, и уже запланированный запуск шаттла «Атлантис» мог быть перенесен на 10 февраля, оставляя промежуток времени для ремонта крыла или выведения экипажа из Колумбии.
В июле 2011 года программа космического шаттла, начавшаяся с первой миссии "Колумбии" в 1981 году, завершила свою последнюю (и 135-ю) миссию под управлением "Атлантиды".
Фото: ebay.com