Экосистемные услуги - это преимущества, которые могут обеспечить экосистемы. Концепция заменила в последние годы понятие «природный капитал». В отношении морской среды к ним относятся:
Предоставление услуг: рыбные запасы, морские пути, которые природа предоставляет бесплатно.
Вспомогательные услуги: первичная продукция, которая является наиболее важной за счет накопления биомассы из фитопланктона посредством фотосинтеза.
Регулирующие услуги: основные биологические, химические и физические процессы, такие как поглощение углекислого газа.
Культурные услуги: туризм и традиции, связанные с морем.
Сегодня многие из этих услуг подвержены риску загрязнения и изменения климата, а также их чрезмерной эксплуатации.
Влияние человека на морские прибрежные районы
Физическое разрушение прибрежных мест обитания является следствием развития, строительства насыпей и сброса загрязняющих веществ. В результате в зоне особого риска находятся водно-болотные угодья, соляные луга, песчаные и илистые отмели, коралловые рифы и мангровые леса.
По данным ООН, в прибрежных городах в настоящее время проживает около 2,8 млрд человек, что приводит к высокому уровню использования и серьезному загрязнению прибрежных вод, что может привести к эвтрофикации, цветению водорослей и истощению кислорода в морской воде.
Как добиться более устойчивого использования морских местообитаний?
Первым шагом является оценка текущего состояния этих мест обитания. Только после этого целевые меры по их улучшению могут быть реализованы с помощью методов, которые будут учитывать факторы окружающей среды, такие как биоразнообразие, а также и социально-экономические критерии.
Затем все заинтересованные стороны, включая политиков, должны действовать. Однако в настоящее время множество соответствующих учреждений работают только в своем конкретном секторе, и они должны координироваться на основе комплексного подхода.
Почему мало примеров хорошо функционирующего регионального управления океаном?
Это может быть связано как с большим количеством соглашений, так и с проблемами, вызванными корыстными интересами и коррупцией, и, что немаловажно, с отсутствием сотрудничества между заинтересованными странами. Например, усилия по защите морской среды вдоль атлантического побережья Африки между Мавританией и Южной Африкой были прекращены вскоре после Абиджанской конвенции, которая вступила в силу в 1984 году.
Что затрудняет разработку и реализацию программ для более устойчивого управления морской средой
Различие, проводимое в настоящее время между суверенным территориальным морем, исключительной экономической зоной, в которой прибрежное государство обладает исключительными правами на эксплуатацию природных ресурсов и рыбных запасов, и открытым морем (международными водами) затрудняет создание охраняемых районов в международном масштабе в морском праве. Таким образом, открытое море плохо регулируется и предлагает множество свобод с небольшими ограничениями, причем каждое государство имеет право на доступ.
Некоторые прибрежные государства создали охраняемые районы в своих национальных водах, но в настоящее время нет таких механизмов защиты международного морского пространства.
Фото: news.mongabay.com