Воздушные пути сообщения станут более «ухабистыми». Ученые предупреждают, что произойдет это в результате изменения климата.
Ученый Пол Уильямс (Paul Williams) из Национального центра атмосферных исследований при британском университете Рединга сообщал, что уже к середине века изменение климата приведет к учащению случаев попадания авиалайнеров в зоны турбулентности в атмосфере, что будет способствовать росту числа травм, повреждений самолетов и росту экономических потерь примерно на 150 миллионов долларов.
Зоны турбулентности в чистом небе, где потоки воздуха подбрасывают авиалайнер вверх-вниз, - до сих пор не решенная проблема для авиакомпаний, поскольку не существует надежных способов обнаружить их заранее. Существующие методы прогноза опираются в основном на доклады пилотов. Согласно оценкам экспертов, прохождение зон турбулентности занимает около 3-4% от времени авиарейса.
Специалисты из университета Восточной Англии с помощью расчетов на компьютере попытались впервые выяснить, как изменение климата скажется на авиационной отрасли. Они моделировали состояние атмосферы в течение зимних месяцев в условиях, когда концентрация углекислого газа вырастет вдвое по сравнению с доиндустриальной эпохой - этого значения уровень СО2 может достичь к 2050-м годам.
В результате ученые получили картину распределения зон нестабильности в атмосфере, причем оказалось, что одно из таких "пятен" почти постоянно находится на одной из самых оживленных авиатрасс мира - над северной Атлантикой, где пролегают маршруты из Европы в США и Канаду. Уильямс отмечает, что из-за этого авиакомпаниям придется менять маршруты, а значит тратить больше топлива и нести убытки.
Выводы своего исследования ученые представили на конференции Европейского геофизического союза в Вене.
Ученый предрекает, что средняя сила случаев турбулентности увеличится от 10-40% по сравнению с доиндустриальными значениями, при этом доля атмосферы, где в любой момент времени наблюдается турбулентность, вырастет от 40% до 170%.