Рыбная отрасль российского Дальнего Востока со времен распада СССР вдвое сократила показатели улова рыбы. Помимо объективных причин улов сократился из-за не развитой инфраструктуры наших рыболовецких портов. Рыбакам стало удобнее обслуживать суда соседних странах, куда отправляется восемдесят процентов нашего улова.
В условиях санкций, когда остро встал вопрос обеспечения продовольственной безопасности страны, эффективное использование российских рыбных портов приняло важное значение. Какие шаги намерено предпринять государство, чтобы решить эту проблему, Pravda.Ru рассказал руководитель ФГУП "Нацрыбресурс" Игорь Викторович Ивлев.
- Игорь Викторович, почему Россия, обладая богатейшими запасами рыбы, не имеет возможности обеспечивать рыбаков необходимой инфраструктурой?
- В Приморье после развала СССР крупные рыболовецкие предприятия были приватизированы, а их имущество разошлось по частным компаниям. Естественно, прервались отработанные экономические связи, наступила неразбериха. Портам пришлось переквалифицироваться на более выгодные грузы, например перевалку угля и метала.
Рыбная составляющая инфраструктуры портов сократилась, а новая не строилась. Поэтому когда рыбаки начали наращивать уловы, им стало некуда их сгружать на нашем берегу, и рыба начала уходить туда, где ее готовы были принять, - в Южную Корею и Японию.
- Какова на сегодня ситуация с инфраструктурой рыбных портов?
- Инфраструктура рыбных портов развита недостаточно, а то что есть, не используется эффективно. Надо строить современные рыбоперерабатывающие центры, проработать логистику поставок рыбопродукции в глубь страны. Здесь не обойтись без привлечения инвестиций, но коммерческие фирмы к этому не готовы. Пришла пора думать в масштабе отрасли и страны.
Стоит серьезная задача: используя свои ресурсы, наладить эффективную работу по восстановлению нужной инфраструктуры и обеспечить поставку рыбопродукции на внутренний рынок. Сделать это мы должны в кратчайшие сроки.
- В последнее время говорят о том, что "Нацрыбресурс" не продлевает аренду причальных стенок.
- ФГУП "Нацрыбресурс", входящее в структуру Росрыболовства, на правах хозяйственного ведения владеет более чем двадцатью километрами причальных стенок в рыбных портах России. Причальные стенки являются основным и самым дорогостоящим элементом перевалки грузов в порту.
В ситуации экономической неразберихи 90-х коммерческие фирмы были вынуждены идти на перепрофилирование рыбных портов под перевалку иных грузов, но сейчас использовать ценное государственное имущество не по назначению - неправильный подход. Теперь, мы будем строить свою деятельность строго с позиции интересов возрождения рыболовной отрасли.
Мы пересматриваем договора аренды с точки зрения профильной эксплуатации арендуемых мощностей портов, а с теми кто не умеет эффективно эксплуатировать полученное в аренду государственное имущество решать вопрос будем жестко. Неприемлемо иметь гигантский потенциал самовоспроизводящихся морских биоресурсов и не использовать его.
- "Нацрыбресурс" начал привлекать агентские структуры, например ЗАО "Глобойл Терминал", которым перепоручает ряд своих функций. В связи с этим портовики обеспокоены за свое будущее.
- "Нацрыбресурс" не является организацией-рантье, цель которой - лишь сдача в аренду закрепленных за ней причальных стенок. Мы государственная структура и обязаны идти на долгосрочные перспективные проекты, желательно без привлечения средств из госбюджета. Выведя некоторые функции ФГУП на самофинансирование в агентские коммерческие структуры, выбранные на конкурсной основе, мы собираемся увеличить эффективность работы.
Когда мы отдаем выполнение ряда функций "Нацрыбресурса" агенту, он несет за это ответственность и финансовые риски, он вкладывает свои деньги. Эта практика будет расширяться. Таким агентом, в результате проведенного конкурса, стала компания "Глобойл Терминал". Перед ней стоит широкий спектр важных задач. Она должна будет обеспечить продуктивное использование причальных стенок, создавая здоровую конкуренцию между различными стивидорами.
Это должно поднять производительность перевалки, уменьшит цены на нее и увеличит грузопоток. Соответственно вырастет эффективность от использования ГТС. Полученная прибыль вкупе со средствами частных инвесторов будет реинвестироваться "Нацрыбресурсом" на создание инфраструктуры, необходимой рыболовецким портам. Это позволит увеличить поток рыбопродукции через порты, создаст новые рабочие места, вырастут налоговые поступления в бюджеты всех уровней, что даст импульс развитию всему Дальнему Востоку.