Международная группа ученых обнаружила, что морские течения повышают вероятность возникновения волн-убийц. Результаты исследования помогут увеличить безопасность мореплавания. Трудно придумать большую опасность для судов и морских сооружений, чем волны-убийцы, гигантские одиночные океанские валы, достигающие порой 30-метровой высоты. Но самое страшное в том, что никаких внешних причин для их возникновения нет. Такая волна может вдруг вырасти перед танкером, лайнером, фрегатом даже в спокойную погоду. Словом, предсказать с полной определенностью появление киллер-волны нельзя. Но, исследуя динамику морских волн, можно попробовать рассчитать вероятность её возникновения. От точности такого прогноза, разумеется, будет зависеть множество жизней.
Как удалось выяснить ученым, волны-убийцы, часто наблюдаются именно там, где есть сильные течения, такие как Гольфстрим, течение мыса Игольного и др. Ученые обнаружили, что движение волн навстречу течению повышает вероятность генерации волны-убийцы, а характеристики последней (к примеру, высота) зависят от соотношения между скоростью течения и групповой скоростью волнового пакета. Физическая причина возникновения волны-убийцы здесь следующая: течение делает волны, изначально ''безразличные'' к модуляционной неустойчивости, неустойчивыми, а развитие этого состояния как раз и приводит к рождению волны с огромной амплитудой.
Между тем, как выяснили российские ученые, в последние годы значительно выросла скорость течений. Как отметил руководитель Росгидромета Александр Фролов: "Нами установлено, что скорость течений стала почти в два раза быстрее, чем во времена Амундсена. Это приводит к тому, что лед быстрее и в большем объеме выносится в южные широты, в район Гренландии, и там он в большем объеме тает", - сказал Фролов. Все это в целом приводит к появлению "холодного экрана" на поверхности воды в Северной Атлантике, что влияет на циркуляцию течений в этом районе океана. По словам главы Росгидромета, существуют сценарии, согласно которым в ходе этих процессов могут произойти изменения и в Гольфстриме. "Есть такая возможность, что Гольфстрим, который сейчас отрывается от мыса Гаттерас, в виде Северо-Атлантического течения проходит по северу Европы, может зациклиться в виде кольца, внутреннего круговорота в северной Атлантике", - цитирует РИА Новости специалиста.
Ранее международная группа исследователей подтвердила наличие глубоководной системы океанической циркуляции у берегов Исландии, которая может существенным образом повлиять на реакцию океана на изменения климата ранее непредвиденными способами. Северо-Исландское течение вносит свой вклад в термохалинную циркуляцию, которая имеет огромное значение для регулирования климата Земли. Этот конвейер несет теплые поверхностные воды в высокие широты, где вода прогревает воздух, а затем охлаждается, опускается и возвращается к экватору в виде глубокого течения. В течение многих лет считалось, что его основным компонентом является Восточно-Гренландское течение. Однако эта точка зрения в 2004 году была поставлена под сомнение двумя исландскими океанографами, которые открыли поток, идущий на юг в 25-60 км к западу от Исландии на глубине 500-700 м.
Полезно провести сравнение волн цунами с сильными ветровыми (штормовыми) волнами. Прежде всего они различаются по скорости распространения и притом довольно существенно. Длина штормовых волн не превышает 100 - 500 м, длина же цунами в 100...1000 раз больше. В то же время высота штормовых волн в открытом океане доходит до 10...20 м, а высота цунами не превышает 1 - 3 метров. Следовательно, крутизна штормовых волн оказывается в тысячи и десятки тысяч раз больше крутизны волн цунами. Поэтому опасны для судов в открытом океане именно штормовые волны.
Совсем иное дело - волны в прибрежной полосе. Волна цунами высотой всего 10 м во много раз более опасна, чем штормовая волна высотой 20 м. Дело в том, что штормовые волны имеют существенно меньшую длину и скорость по сравнению с цунами; кроме того, они наносят по берегу разрозненные удары, каждый из которых приходится на маленький участок береговой линии. Волна же цунами стремительно подходит к берегу единым водяным валом (водяной стеной) протяженностью в десятки километров и более, в результате на берег сразу обрушиваются огромные массы воды. Вот эта монолитность прибрежной волны цунами в сочетании с ее высотой, огромной длиной, а также большой скоростью движения и делает ее удар столь катастрофическим для береговых построек, судов, стоящих на рейде, и, разумеется, людей, оказавшихся в пределах досягаемости волны.
Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает
Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.
Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"
Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.
На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников
К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.
Вес Млечного Пути можно будет измерить
Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.