Водородный двигатель - миф или реальность?

Московское правительство решило перевести общественный транспорт на газ и ограничить въезд в центр города частному автотранспорту. В Москве прошла Вторая Международная конференция “Альтернативные источники энергии для больших городов”, организованная правительством Москвы. Обсуждались вопросы снижения негативного воздействия автотранспорта и объектов энергетики на городскую окружающую среду. Также были представлены рекомендации по применению альтернативных источников энергии. Основной вывод - московский городской транспорт должен быть переведен с бензина на газ.

При этом всерьез рассматриваются и другие виды топлива - водородное топливо, биоэтанол и диметил-эфир. Диметил-эфир предполагают использовать для грузового транспорта. Кроме того, по прогнозам, он будет стоить в два раза дешевле дизельного топлива, что вполне может заинтересовать и частных владельцев дизельных машин.  Только вот в чем вопрос, готовы ли автолюбители перейти с бензина на газ? И какого отношение водителей на ограничение въезда в центры больших городов для частного автотранспорта? Главный упор столичные власти делают на перевод автотранспорта (во всяком случае - общественного) на газовое топливо. Именно об этом шла речь на конференции.

И вот что говорит по этому поводу заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Марина Вакула: “Мы не являемся уникальными. Абсолютно все столицы мира и все мегаполисы мира приблизительно в этих же цифрах имеют проблемы с загрязнением от автотранспорта. У нас проблема более остро стоит в связи с тем, что в городе высокая плотность населения и огромное количество автотранспортных средств. Мы практически уже имеем зарегистрированных 3 миллиона автотранспортных средств, и ежегодный прирост до 500 тысяч. Правительство Москвы принимает определенные нормативно-правовые акты, которые позволяли бы регулировать эти вопросы. И одно из направлений работы - это работа с точки зрения повышения качества топлива, которое реализуется потребителям на автозаправочных станциях города. На сегодняшний день (учитывая, что в стране нет технического регламента, который бы жестко нормировал требования к качеству моторного топлива) у нас продолжают действовать ГОСТы, ОСТы технические условия 80-х и начала 90-х годов. Поэтому сегодня на топливном рынке есть топливо достаточно низкого качества и с высокими показателями серы. Контроль качества, который проводит департамент, показал наличие свинецсодержащих присадок и тетраэтилсвинца, особенно всплеск был в прошлом году. Поэтому мы были вынуждены принять соответствующие меры. Было выпущено постановление правительства Москвы, по которому мы поэтапно ввели нормы “Евро-3”, они вступили в силу в полном объеме с января 2006 года. К сожалению, отечественный автопром только с этого года будет в соответствии с постановлением российского правительства выпускать автотранспортные средства, соответствующие нормам “Евро-2”. Автопарк города (как, собственно говоря, и автопарк всей страны) более чем на 70 процентов состоит из автотранспортных средств более низкого качества. А чтобы избежать того загрязнения, которое дает грузовой транспорт, мы идем по пути использования диметил-эфира. Перспектива и альтернативность в топливе - это газообразное топливо. Это - сжатый и сжиженный природный газ. Оба направления развиваются. Правительство Москвы предусматривает специальные программы по переводу в первую очередь муниципального транспорта на газообразное топливо, но постепенно. Сейчас один автобусный парк переоборудуется, в планах - второй парк. Площадки выделены, начинается монтаж специального оборудования, а также закупка транспорта. Есть Экологическая программа города Москвы и Программа развития общественного транспорта. В обеих этих программах предусмотрены мероприятия и соответствующее финансирование, чтобы получить результат уже к концу 2008-2009 года. У нас по кольцевой дороге есть газовые заправочные станции. На сегодняшний день мы строим в приоритетном порядке многотопливные заправки, которые дают разные виды газа, и рядом находится традиционное топливо. Но у населения не очень популярен транспорт с газовым топливом, и очень ограниченное количество зарубежных автопроизводителей поставляют в страну машины с газовым оборудованием. Это объясняют, как правило, тем, что они у населения не пользуются спросом. Видимо, люди недостаточно знают о том, что это - совершенно безопасный транспорт, он нисколько не опаснее традиционного, газовые баллоны не взрываются просто оттого, что поднялась температура или какой-то удар произошел. То есть уровень безопасности у него порой бывает выше, чем у традиционного топлива. Потому что все меры безопасности у этих машин предусмотрены заранее”.

Идея перевести автотранспорт на газовое топливо не нова. Все это уже было лет 15 назад. Но тогда власти не сумели обеспечить инфраструктуру для автомобилистов для перехода с бензина на газ - и идея тихо угасла. А сейчас к этой идее решили вернуться, в основном - из-за надвигающегося топливного кризиса, и очень высоких цен на бензин. Кстати, сегодня в Москве прошла акция протеста автомобилистов, не довольных ценами на автомобильное топливо. Это – всероссийская акция, она прошла в более чем в 20-ти городах. Если не касаться цены топлива, а говорить о его качестве, то эта проблема, прежде всего, экологическая. Дело в том, что рынок насыщен некачественным, левым, контрафактным топливом - вот что усугубляет проблему. Не просто низкокачественным, а совершенно левым топливом. И это 30 процентов по Москве. В регионах это, наверное, 80-90 процентов. Так академик Галиев рассказывал, что при сгорании этого топлива образуются вещества, близкие по структуре к боевым отравляющим веществам.

Многие согласятся - что хотелось бы, чтобы было почище, экология отвратительная. А уж то, что касается больших городов, - тут уж совсем караул! Достаточно выйти на московские улицы в центральной части города, чтобы понять, что дышать нечем. Но при этом ведь многие люди вообще ничего не знают об альтернативных видах автомобильного топлива.

Что касается развития водородного двигателя. Существуют два направления развития водородного двигателя - это двигатель внутреннего сгорания и топливные элементы. В настоящее время топливные элементы достаточно дорогие и имеют более высокий КПД по сравнению с двигателем внутреннего сгорания. Есть еще и третье направление - это добавки водородного топлива к бензину. То есть по всем трем направлениям идет развитие в мире. А если оценивать - дорого или дешево, во-первых топливные элементы сейчас обеспечивают передвижение легкового транспорта, но стоимость топливного элемента - 30 тысяч долларов, но в ближайшем будущем планируют достичь цены 3-4 тысяч долларов. Вот тогда уже, видимо, и пойдет серийный выпуск.

Серийный автомобиль в России появится в 2050 году, то есть это вполне оправдано. В некоторых странах мира уже есть государственные программы. Например, в Японии в 2010-2020 годах уже будут выпускаться такие автомобили. Там есть поэтапный переход к наращиванию серийной мощности. В Исландии Евросоюзом также принята государственная программа по созданию водородного транспорта. В 2020 году 20 процентов транспорта в Исландии будет водородным транспортом.

В России еще сохранились специалисты, которые двигали прогресс в области водородных транспортных средств в 80-е годы. Известно, что академик Легасов был застрельщиком этого процесса. Сейчас в России появилось очень много энтузиастов, сейчас зарождаются направления в этой области, в том числе - водородной энергетики. И ряд фирм присоединяются к этому процессу.

И что отрадно, даже частные фирмы берутся за выполнение вот таких задач государственной важности. Россия сегодня обладает более чем 50-тью процентами запасов катализаторов - это никель, палладий, платина, которые необходимы для создания топливного элемента.

На уровне федерального правительства, существует задумка создания программы по альтернативной энергетике. И если такая программа будет реализована, то это поставит Россию в число передовых стран мира, где будет обеспечена государственная поддержка созданию транспортных средств на альтернативных источниках энергии. К этому подключатся и государственные структуры, и частный бизнес, и индивидуальные предприниматели.

Россия должна, пройти тот путь, который прошли развитые страны - США и некоторые европейские страны, когда в процессе экологического кризиса сделали многое для того, чтобы улучшить саму конструкцию, чтобы она была не такой вредной в эксплуатации.

“Радио Свобода”, “Качество жизни”

Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает

Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.