Будни полярных метеорологов: медведи и метели

Материал о полярных метеорологах дает информационный партнер “ЭкоСевера”, НОВОСТИ АРХАНГЕЛЬСКА.

Застынут ведь, и никакая кружка не спасет. Тем не менее, других упоминаний о людях, продолжающих трудиться на труднодоступных станция в Заполярье на телеэкране не увидишь. А жаль. Ведь люди трудятся за смешные деньги – шесть-восемь тысяч рублей в месяц (со всеми “северными”). Но без их повседневной работы прогнозы синоптиков потеряли бы точность. Худо пришлось бы авиаторам, морякам, специалистам в области сельского хозяйства и многим другим.

Ирина Грищенко, начальник Гидрометцентра Архангельского ЦГМС-Р, с сожалением отмечает, что сегодня сеть арктических метеорологических станций по сравнению с эпохой расцвета Северного Морского Пути, а это 30-40-е годы, сократилась приблизительно в два раза. Сегодня по России поддерживается минимально необходимая плотность метеостанций, которая, согласно рекомендаций ВМО, составляет – одна на 10 тысяч квадратных километров. В то время как в развитых странах одна станция закрывает 1300-1400 квадратных километров. Мы знаем, что мало информации не бывает. Чем меньше станций – тем ниже точность прогнозов.

Сейчас на территории Северного УГМС функционирует 122 метеостанции, из которых 21 находится на территории Ненецкого Автономного Округа. Все они относятся к разряду труднодоступных, а это значит, что станция работает в особых условиях. Да и содержание таких станций является не дешевым удовольствием- каждая из них обходится более 1 млн. рублей в год.

Радует то, что благодаря усилиям руководства Северного УГМС достигнута стабильность в работе полярной сети и намечается даже прогресс.

Но, может быть, метеорологов-людей способны заменить автоматические станции или спутниковые наблюдения? Ирина Васильевна полагает, что это если и произойдет, то очень не скоро. Автоматика - хорошее дополнение к наземным метеорологическим наблюдениям, в особенности на океанических просторах и белом безмолвии Арктики.

Уже сейчас установлены и проходят опытную эксплуатацию четыре автоматические станции - на о.Хейса, м.Желания, о.Визе и о.Мудьюг. Но они, во-первых, дороги – каждая стоит порядка двадцати тысяч долларов. Кроме того возникает проблема сохранности этих станций, а здесь враг - и белый медведь, и человек. Но самое главное – аппарат пока не может выполнить весь комплекс наблюдений, которое выполняет человек.

Сейчас отечественная метеорология постепенно оправляется от экономического кризиса начала девяностых. Закупается новое, современное оборудование (хотя по-прежнему основная часть приборов и оборудования имеют возраст от двух до трех десятков лет). Переоснащать станции непросто по двум причинам. Во-первых, после распада Советского Союза часть предприятий, данное оборудование производившее, оказались за границей – в странах СНГ. А на импорт цена совсем другая. Те же заводы, которые остались в отечестве, не хотят связываться с подобными приборами – ведь в серию их не запустишь, слишком мало потребителей. И все-таки оборудование для измерений постепенно поступает.

Но появилась другая проблема: кадры. Пока еще труднодоступные станции, говорит Ирина Васильевна, укомплектованы персоналом процентов на 80. Надо сказать, что зимуют на них обычно семьи – это идеальный вариант группы зимовщиков - так проще выдержать одиночество полярной ночи. Есть среди метеорологов на этих станциях люди в возрасте 30-40 лет, однако средний возраст приближается скорее к 50. А это значит, что уже через несколько лет старое поколение работников уйдет на пенсию, а заменить его окажется некем. Работа тяжелая, а порой и опасная. Это в рекламных роликах белые медведи смешные и милые.

На самом деле, как говорит И.В. Грищенко, с недавних пор эти полярные хищники стали себя чувствовать настоящими хозяевами арктических просторов, что стали представлять реальную угрозу человеку. В 2002 году при возобновлении работы метеостанции им. Кренкеля произошла такая встреча зимовщика с медведем, которая заставила изрядно поволноваться и полярников, и экспедицию НЭС “Михаил Сомов”.

Но и без всяких медведей жить месяцами в отдалении от людей, каждый день выходить, несмотря на снег, мороз или ветер, чтобы снять показания с приборов – на это способен далеко не каждый. Как объясняла мне бывшая сотрудница заполярной станции Белый Нос свой приезд в край “белого безмолвия”, “Джека Лондона мне надо было меньше читать”. Однако же в наше время делать ставку лишь на романтиков попросту неразумно. Людей необходимо материально заинтересовать. Росгидромет – федеральная структура, и хорошо, что несмотря на все пертурбации, она таковой и осталась.

Но северным регионам стоило бы систематически помогать метеорологам. По сложившейся сейчас практике, всяческая помощь оказывается им на местном уровне в течение одного сезона – когда близится паводок, и необходимо уточнять его масштабы. Наверное, стоило бы сделать это взаимодействие постоянным.

Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает

Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.