Писать об этом даже сегодня, 16 лет спустя, нелегко. Ибо какие бы слова соболезнования близким погибшим не были сказаны, мертвых не воскресишь. Не остановить, не отодвинуть события, которые произошли ночью 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Так получилось, что остатки своего отпуска я проводил в столице Литвы. Обстановка и события январских дней 1991 года говорили о многом. И даже непосвященному человеку можно было предположить – произойдет что-то непредвиденное.
Из неофициальных источников я знал, что произойдет “это” после 10 января. В ночь с 11 на 12 января уехал из Вильнюса, а следующая ночь вошла в историю трагической датой. Буквально через два дня я вновь был в столице Литвы, затем еще, еще и еще.
Знакомясь с различными документами, выслушивая различные мнения, неоднократно задавался вопросом: кто виновен в Вильнюсской трагедии? События 16 лет назад расследовала прокуратура тогда еще СССР, Литовская прокуратура, различные комиссии независимых экспертов. В печати высказывалось много версий, порой взаимоисключающих друг друга.
Какую – то ясность внесло письмо Председателя Верховного Совета Литовской Республики, отправленное в конце 1991 года Президенту России Б. Ельцину. В нем указывалось, что генеральная прокуратура Литовской Республики закончила расследование по уголовному делу. Собранные факты дают правовую основу за действия, направленные против государственного суверенитета Литовской республики привлечь к уголовной ответственности лиц, по вине которых погибли, а также ранены граждане Литвы.
Председатель Верховного Совета Литовской Республики просил Ельцина оказать содействие в выдаче генеральной прокуратуре Литвы для привлечения к ответственности ряд должностных лиц. Об этом списке сейм Литвы вспомнил в минувшую пятницу, где обсуждался текст заявления в адрес России с призывом “сотрудничать в расследовании событий 13 января 1991 года”. Оппозиция, которую возглавляют консерваторы, настаивала на том, чтобы России выдала ей лиц из списка 25 разыскиваемых “ государственных преступников”. Вариант оппозиции не прошел, комитет по иностранным делам подготовил смягченный вариант, призывающий российскую сторону “ восстановить историческую справедливость”, и помочь “юридическими средствами народам двух стран забыть о прежних раздорах”. К “государственными преступникам” литовские консерваторы отнесли людей, занимавших 13 января 1991 года следующие должности:
-
М. Бурокявичюс – первый секретарь Компартии Литвы.
-
И. Ермалавичюс – зав. Идеологическим отделом.
-
Р. Юхнявичюс – зав. политико-правовым отделом.
-
Э. Касперавичюс – зав. орготделом.
Далее я должности перечислять не буду, назову лишь некоторые фамилии: А. Науджюнас, В. Шурупов, А. Субботин, Ю. Шенин, В. Крючков, Ю. Калганов, С. Цаплин, М. Головатов, Д. Язов, В. Ачалов, В. Кострио, Г. Белоус, В. Усхопчик, Н. Астахов, В. Сибиряков, С. Махов, Н. Демидов, А. Житников, Б. Макутынович.
Многих из этих людей я хорошо знал, у большинства брал в свое время интервью. И с трудом верится, что тот же Эдмундас Касперавичюс отнесен в разряд преступников. Он окончил общевойсковое военное училище, затем Военный институт иностранных языков. Служил на полуострове Даманском, во время октябрьской войны 1973 года был в Египте, два года и две недели провел в Афганистане, оказывал помощь в ликвидации последствий землетрясения в Армении, был в Чернобыле. “Я выступаю за то, - говорил он мне, чтобы мои соотечественники получили независимость. Но не ценою жизни людей”.
С генерал- майором А. Науджюнасом впервые я встретился в 1989 году на космодроме Байконур. Затем журналистские дороги вновь свели нас. На этот раз в Вильнюсе. “Я – литовец, мне присущи все традиции литовского народа, люблю, и буду любить свой край. Готов прийти на помощь. Но не принимаю никаких сочувствий к чувству сострадания тем, кто прислуживал фашистам, способствовал убийцам и убивал людей”.
“Мы преступления не совершали, – чистосердечно говорил мне 16 лет назад Болеслав Макутынович. – Мы выполняли Указ и приказ министра внутренних дел”. Министра внутренних дел уже нет в живых. Бывший в то время президентом Союза Михаил Горбачев со спокойной совестью ушел в отставку и ныне неплохо устроился, создал Фонд, разъезжает по миру. И никто даже в мыслях не пытается спросить у него, какой Указ он подписывал: преступный или нет?
Есть крайние – в данном случае офицер милиции Б. Макутынович.
“У меня на глазах фашисты убили отца и брата. А в Литве возрождается фашизм. Как я к этому должен относиться?”. Слова эти принадлежат Миколасу Бурокявичюсу, свято верившему всю жизнь идеалам партии и ее Генеральному секретарю. Когда новые литовские власти бросили престарелого человека в тюрьму, никто из тех, кому он свято верил, не встали на его защиту.
Вновь в вновь включаю диктофон, вслушиваюсь в слова тех, кого литовские консерваторы называют “преступниками”. Трудно в это поверить. И в то же время – в глазах печально траурный январь 1991 года. Тела погибших в январскую ночь. И опять не дает покоя вопрос: кто истинный виновник трагедии?
Шестнадцать лет храню два патрона иностранного производства. Мне их подарил командир танкового полка подполковник Н. Астахов, чья фамилия тоже в разряде преступников. Показывал он мне и отобранные в ту страшную ночь на улицах Вильнюса бутылки с зажигательной смесью, боеприпасы. Включаю диктофон: “Я выполнял приказ. Повел танки лично к телебашне, ибо пришли молодые механики-водители накануне. Боялся, чтобы не было беды”.
А кто отдал этот приказ Астахову? Кто отдал приказ генерал-майору Усхопчику? Кто 16 лет назад в очередной раз втравил военных в авантюру? Это после августовских событий 1991 года политики вывели определение приказа как преступного. Но ведь 16 лет назад у военных было одно правило: приказ – закон, и он должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Кто его отдавал?
Вопросы не дают покоя. И не дадут, видимо, до того времени, пока не будут обнародованы все архивные документы, касающиеся событий шестнадцатилетней давности. Именно документы, касающиеся руководителей компартии Литвы и военных. В отношении участия КГБ в тех январских событиях все стало ясно, когда была обнародована “Справка об итогах командировки в г. Вильнюс группы “Альфа” Документ этот очень большой, и я приведу лишь часть. Чтобы воскрешить в памяти как российских, так и литовских политиков отдельные эпизоды той январской ночи.
“В соответствии с разработанным оперативным штабом КГБ Литвы и Прибалтийского военного округа МО СССР планом, была поставлена задача… по деблокированию ряда объектов… Объектами были определены следующие государственные учреждения:
Объект №1 – комитет по телевидению и радиовещанию (ул. Конарске, 49.)
Объект №2- телевизионная приемопередающая вышка (ул. Судервес, 10).
Объект №3 – радиопередающий центр (ул. Менулио).
Силы и средства были распределены следующим образом.
Объект №1 – 25 сотрудников группы “А” (старший – начальник 3 –го отделения подполковник Чудеснов Е. Н.), 128 человек из ВДВ МО СССР, 8 БМД, 3 танка, 1 БТР связи, 3 автомашины “Урал” и 30 человек из ОМОНа МВД Литвы на 2 БТРах.
Объект № 2 – 29 сотрудников группы “А” (старший – зам. начальника группы “А” подполковник Головатов М. В.), 127 человек из ВДВ МО СССР, 16 БМД, 4 танка, 1 БТР связи, 3 автомашины “Урал”.
Объект №3 – 12 сотрудников группы “А” (старший – помощник начальника отдела майор Гречишников А. И.), 30 человек из ВДВ МО СССР на 3 автомашинах “Урал”
… События развивались следующим образом.
Объект № 1. Подойдя в 02 час. 00 минут к комплексу зданий комитета по телевидению и радиовещанию, колона из 8 БТР с ОМОНом проследовала мимо и свою задачу по оказанию помощи сотрудникам группы “А” не выполнила. Затем, осуществив маневр и развернувшись, остановилась в 150 метрах от объекта, причем декантирующийся личный состав к толпе людей не выдвинули. В течение 20 минут 2 оперативные группы (одна 5 человек, другая 20 человек) из числа сотрудников группы “А” самостоятельно выполняли поставленную задачу. Первыми предприняла попытку проникнуть в радиокомитет группа, возглавляемая помощником начальника отдела капитаном Танковым О. Е. (в группу входили капитан Рассолов С. А., лейтенант Колбанов А.В., лейтенант Савостин В. Л., прапорщик Коровушкин А. В.). После чего опергруппа из сотрудников 3 –го и 4 – го отделений (в количестве 20 человек), возглавляемая начальником 3 – го отделения подполковником Чудесновым Е. Н. и начальником 4- го отделения майором Мирошниченко А. И., используя гранаты ГЗС, стрельбу холостыми патронами и приемы рукопашного боя, втянулись на площадь, на которой находилось до 5 -6 тысяч человек. Благодаря смелым и решительным действиям группам удалось дойти до зданий радио и телецентра, расположенных в разных административных корпусах. Части сотрудников приходилось сдерживать напор толпы и лишь 2 сотрудникам из группы капитана Танкова О. Е. удалось проникнуть на 2-й этаж здания радиоцентра. Они и прервали передачу из центральной аппаратной. Помимо этого сотрудниками опергруппы в здании телецентра было разоружено свыше 20 работников милиции, изъяты пистолеты “Макарова” и 6 автоматов “АЛКСУ -74” с боеприпасами.
Оба объекта были взяты под контроль в течение 10 -12 минут. И удерживались до подхода десантников, которые совместно с сотрудниками ОМОНа организовали его охрану.
Разведчик лейтенант Шатских В. В., выполняя задание, совместно со всеми проник в здание телецентра, и лишь достигнув второго этажа, обратился к подполковнику Чудеснову Е. Н. с жалобой на боль в спине. После осмотра оказалось, что он ранен. Сотрудниками капитаном Ивлечевым С. Н. и лейтенантом Зайцевым И. В. ему была оказана первая медицинская помощь. Лейтенант Шатских В. В. имел пулевое ранение из автомата “АКМ-74” калибра 5,45- мм в спину. Пуля, пробив бронежилет, нанесла ему смертельное ранение. Из-за сложившейся критической обстановки на объекте оказать квалифицированную медицинскую помощь и эвакуировать в лечебное учреждение не представилось возможным. Лишь спустя 35- 40 минут на машине скорой помощи он был доставлен в старую больницу “Красного Креста”, где в 3 часа 13.01. 91 лейтенант Шатских В. В. скончался (в больницу его сопровождал капитан Рассолов С. А.)..”
Из всего этого документа явствует: кто, когда и как участвовал в этой операции. Но опять же в документе нет ответа на вопрос: кто приказал?
В эти дни горят поминальные свечи в Вильнюсе. Друзья и родственники на Рязанщине поминают офицера группы “Альфа”. Говорят, что мертвым теперь все равно. А нам, живым? Где гарантия, что политики на просторах бывшего великого Союза вновь не попытаются разыграть военную карту? И опять виновными окажутся военные? Хотим мы или нет, но все наши разговоры о строительстве правового государства останутся пустым сотрясением воздуха, пока государственные деятели не станут лично отвечать за те решения и приказы, которые отдают.
Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает
Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.
Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"
Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.
На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников
К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.
Вес Млечного Пути можно будет измерить
Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.