В ответ представители Евросоюза в составе Великобритании, Германии и Франции объявила о намерении передать ядерное досье Ирана в Совет Безопасности ООН.
По словам главы МИД Великобритании Джека Стро, дело может не ограничиться одним только рассмотрением Совбезом ООН иранского ядерного досье. “Если Иран будет по-прежнему не готов идти на уступки и продолжит реализацию ядерной программы, Совет Безопасности ООН будет вынужден рассмотреть возможность введения санкций в отношении этой страны”, - сказал он. Ранее о необходимости введения санкций против Ирана и о недопустимости проведения Тегераном ядерных исследований говорили только США и Израиль.
В ответ представители Ирана объявили, что в случае рассмотрения ядерного досье в Совбезе ООН Тегеран прекратит сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Кроме того, Тегеран вновь подтвердил свою прежнюю позицию о том, что их страна имеет полное право самостоятельно проводить обогащение урана.
В свою очередь, Россия все последние месяцы пыталась не допустить углубления кризиса. Москва выступила с целым рядом инициатив, последней из которых стало отвергнутое Тегераном предложение об обогащении урана на российской территории. После этого позиция России относительно недопустимости передачи ядерного досье Ирана в Совбез стала менее категоричной. “В сложившейся ситуации я не могу полностью исключить этот сценарий, он вполне возможен”, - сказал по этому поводу вице-премьер и глава Минобороны РФ Сергей Иванов. Он добавил, что разочарован решением Ирана возобновить обогащение урана. Правда, Сергей Иванов оговорился, что возможность решить вопрос путём переговоров ещё не исчерпана.
Отметим, что у России изначально практически не было возможности воспрепятствовать передаче ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН. Дело в том, что, в отличие от Совбеза ООН, Россия не имеет права вето в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), в руках которого и находиться ключ к передаче иранского досье в Совбез ООН. Если 2/3 членов МАГАТЭ выскажутся за такое решение, досье автоматически будет передано в ООН.
С просьбой прокомментировать последние события вокруг иранской “Правда.Ру” обратилась к генерал-полковнику, вице-президенту Академии геополитических проблем Леониду Ивашову, члену комитета Госдумы по международным делам Алексею Островскому и заведующему Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александру Пикаеву.
Как вы оцениваете российскую политику в отношении Ирана?
Леонид Ивашов:
Позицию российского руководства по Ирану могу назвать только двумя словами: слишком уступчивая. Мы сдаём свои интересы по всему миру, и продолжаем заниматься тем же самым в Иране. Так что передача ядерного досье Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН станет очередным дипломатическим поражением России.
Алексей Островский:
Российская позиция должна быть жёстче, чем сейчас. Нас всё время подталкивают предавать интересы наших партнёров, и одним из этих партнёров является Иран. У России в Иране огромные экономические и политические интересы, мы можем получать на иранских контрактах миллионы и миллионы долларов. Поэтому мы должны наложить вето на резолюцию об объявлении санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН. Если мы этого не сделаем, от нас отвернётся весть исламский мир.
Александр Пикаев:
Воспрепятствовать постановке вопроса об иранском ядерном в Совбезе ООН мы не можем, и это, безусловно, будет сделано, если Иран в самое ближайшее время не прекратит обогащение урана. Нам это крайне невыгодно, ведь у нас в Иране огромные экономические и политические интересы. В то же время Россия не заинтересована в распространении оружия массового поражения, и при голосовании об иранском досье это надо будет учитывать. Россия сделала практически всё, что от неё зависело, и последним нашим шагом было предложение об обогащении урана на российской территории. Так что в Совбезе ООН всё будет зависеть от самого Ирана.
Не подставляют ли Россию слова и действия иранского руководства? Например, обнаружение ранее неизвестных центров по обогащению урана или высказывания президента Махмуда Ахмадинеджада насчёт Израиля…
Л.И.
: Я не думаю, что Ахмадинеджад нас подставляет. Это – только риторика, направленная на повышение авторитета Ирана в исламском мире. Мы в своё время тоже говорили о необходимости стереть империализм с лица земли, но никаких дел за этим не следовало. В то же время хотел бы обратить внимание на то, что в США принята доктрина превентивного ядерного удара. А это разве не стирание с лица Земли? Просто американцы готовы высосать из пальца любой повод для обвинения в адрес страны, которая перешла им дорогу, и ядерное досье Ирана – очередной повод сделать это. У меня же пока нет поводов сомневаться, что ядерная программа Ирана никому не угрожает.
А.О
.: Я полагаю, что высказывания президента Ирана подставляют сам Иран. Иранцы могут думать всё что угодно, но нельзя всё афишировать. Ахмадинеджад просто льёт воду на американскую мельницу, и лучшего подарка для США, чем высказывания о желании стереть Израиль с лица земли, сложно себе придумать. Послушаешь его – и правда, испугаешься, что такая страна может обладать ядерными технологиями, хотя на их развитие Иран имеет полное право.
А.П
.: Безусловно, Иран нас подставляет. Он оставляет России всё меньше возможностей для того, чтобы убедить другие страны в мирном характере иранской ядерной программы. Например, на его территории то и дело обнаруживаются ранее неизвестные центры по обогащению урана. Яркий пример тому – ядерный центр “Натанц”, где и было возобновлено обогащение урана. Высказывания Ахмадинеджада об Израиле тоже очень сильно подставляют Россию, потому что делают попытки убедить мировое сообщество в мирном характере иранской ядерной программы бесплодными.
Возможно ли введение санкций против Ирана или даже военные удары по его территории?
Л.И.
: Думаю, санкции будут введены, если наша политика будет оставаться такой же беззубой. США и Израиль также могут провести серию авиационных и ракетных ударов по Ирану, а сухопутного вторжения, думаю, не будет. Слишком сильно американцы увязли в Ираке, а Иран – орешек покрепче.
А.О.
: С учётом того, что Иран не продумывает свои действия, вполне возможны и санкции, и даже удары. Но нам не стоит забывать, что санкции против Ирана и возможные удары США бумерангом ударят по России.
А.П.
: Если Иран не остановит обогащение урана, санкции будут введены. А вот вероятность ударов очень мала. Дело в том, что у США нет полного списка целей подозрительных объектов в Иране, как это было в случае с Ираком. Тут возможны многочисленные жертвы среди мирного населения, американцам сейчас это совершенно не нужно. Не нужен им и рост цен на нефть, а он в случае ударов по такому крупному производителю нефти, как Иран, просто неминуем.
Иван Шмелев, “ПРАВДА.Ру”
Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает
Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.
Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"
Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.
На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников
К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.
Вес Млечного Пути можно будет измерить
Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.