История экспериментальной медицины началась в XVII веке. Тогда считалось, по теории Рене Декарта, что животные лишены души и, по сути, представляют собой механизмы, а потому не могут испытывать боль. В XIX веке началось движение в защиту животных. В 1878 году в Великобритании был принят первый в мире закон, регламентирующий эксперименты с животными, предписывающий использование обезболивающих препаратов.
Во Франции первое общество противников вивисекции возглавил Виктор Гюго. Против жестоких экспериментов выступали Ч.Дарвин, Б.Шоу, Э.Сетон-Томпсон, Р.Бернс, Д.Голсуорси, Л.Толстой, А.Швейцер, И.Ефремов. Но издевательства над животными продолжались. В двадцатом веке к протестам присоединились даже врачи: было научно доказано, что эксперименты над животными большой пользы не приносят. И, тем не менее, они продолжаются до сих пор.
В Советском Союзе только в 1977 году запретили эксперименты без обезболивания. А до этого многие диссертации готовились на основе таких садистских действий. В книге Т.Павловой “Биоэтика в высшей школе” приводятся примеры: “Тиски закручивались таким образом, что мягкие ткани бедра собаки после декомпрессии имели вид пластинки толщиной 1,5–2 сантиметра. Время сдавливания — 5 часов”. (Комахидзе и др., “Синдром длительного сдавливания”).
Висцеральный травматический шок демонстрировали студентам медицинских и ветеринарных вузов: живую крысу вскрывали и наносили ей удары по внутренним органам... Зачем? Чтобы воспитать в ребятах “здоровый” цинизм, наплевательское отношение к чужой жизни, внушить мысль о собственном превосходстве?
Роль вивисекции в развитии медицины ставится сейчас многими врачами под сомнение. Доктор В.Коулман, член Королевского медицинского общества (Великобритания) пишет: “Я не могу вспомнить ни одного успеха в медицине, который бы явился результатом экспериментов на животных…” Многие указывают конкретные причины неправомерности переноса экспериментальных данных на человека, говорят о возможных опасных последствиях.
Хорошо известна трагедия с препаратом талидомидом, который выписывали как успокоительное средство беременным женщинам. Препарат прошел испытания на животных, токсичности не проявил. Позже выяснилось, что опасные свойства появлялись только при введении его человеку и двум видам редко использующихся для экспериментов животных. В результате применения талидомида родилось около 10 тысяч детей с отсутствием конечностей.
В газете нижегородских зоозащитников “Крик!” приводятся научные факты, свидетельствующие против вивисекции. Вот самые убедительные:
• только 1,16% человеческих болезней когда-либо встречались у животных;
• 95% лекарств, успешно прошедших тестирование на животных, отбраковываются как бесполезные или даже опасные для людей;
• большинство врачей считают, что тесты на животных недостоверны из-за наших анатомических и физиологических различий;
• эксперименты на крысах по выявлению причин рака эффективны на 37%. Лимонный сок — смертельный яд для большинства животных, а мышьяк, яд болиголова и ботулин абсолютно безопасны; проведение операций по пересадке сердца были отложены на много лет, поскольку для собак они были неэффективны.
Но и это еще не все. На животных испытывают не только лекарства, но и косметику, строительные и упаковочные материалы, стиральные порошки и чистящие средства. На сайте центра защиты прав животных “Вита” (www.vita.org.ru) есть информация о том, как это происходит. В тесте Драйза для косметических средств животному наносят на глаз испытуемое вещество и ждут, когда наступит повреждение роговицы.
Кролик зафиксирован таким образом, что даже не может потереть лапой глаз, разъедаемый препаратом. В тестах на раздражение кожи животным сбривают шерсть, снимают кожу и втирают в рану чистящее средство. Крысам и морским свинкам вливают в желудок огромные количества моющих или косметических средств и ждут, когда половина животных погибнет (тест “Смертельная доза — 50”). Котят заставляют дышать испарениями испытуемого продукта... И это — в XXI веке, когда появилось множество других методов тестирования, включая компьютерные программы!
Корпорацию Procter&Gambl давно бойкотируют в Европе и Америке за жестокие испытания на животных косметики, парфюмерии и бытовой химии. Такие широко рекламируемые на нашем телевидении марки, как Max Factor, Pantete, Tide, Fairy, Oil of Olay (и многие другие) принадлежат корпорации. Зоозащитники обнародовали и другие названия фирм-садистов (я не могу подобрать другое определение для их бессмысленных и жестоких действий). Это и Colgate-Palmolive, и Johnson&Johnson, и L’Oreal U.S.A., и многие другие.
Но приводятся и названия компаний, которые избрали альтернативные методы тестирования: Avon, Oriflame, The Wella Corporation, Mary Kay Cosmetics. Их немало и это вселяет надежду.
Светлана Геллертова, BELLONA
Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает
Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.
Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"
Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.
На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников
К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.
Вес Млечного Пути можно будет измерить
Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.