Радиоактивные отходы образуются главным образом в энергетической отрасли - около 80%. Остальное дают медицина, научное оборудование, облучение продуктов при хранении и др. Количество радиоактивных отходов в странах с атомной энергетикой составляет около 1% от количества токсичных отходов, которые точно так же требуют особых мер при складировании и захоронении. Аналогично тому, как люди панически боятся акул, а не пчёл, хотя от укусов пчёл гибнет в десятки раз больше людей, так и радиоактивные отходы, помеченные известным всем клеймом "радиация", вызывают больше паники, чем токсичные отходы, которых в 100 раз больше, и клейма которых даже многие не представляют.
Из общей массы радиоактивных отходов подавляющее большинство (около 90%) представляют собой слаборадиоактивные отходы со сроками жизни до 30 лет. Многие же токсичные отходы, если их аналогично радиоактивным отходам упаковать и складировать в бетонном бункере за 30 лет не разложатся вообще. И убивают многие токсичные отходы при контакте с ними куда быстрее, чем радиация. Тем не менее, значок "радиация" воспринимается куда более негативно, чем символ "токсичные отходы".
Реальную опасность составляют высокорадиоактивные отходы, количество которых составляет около 1% от общего объёма радиоактивных отходов и которые дают 95% радиоактивности всех отходов. Опасность заключается в их чрезвычайно длительном воздействии, которым ни один токсичный отход не обладает, и которое у радиоактивных отходов может составлять десятки тысяч, а то и миллионы лет. Поэтому если уже речь идёт о захоронении таких отходов, то это место отводится для них навсегда. И от того, как будет построено и оборудовано это место зависит не только наша безопасность, но и благополучие всех будущих поколений.
В настоящее время, несмотря на разработки ряда способов по утилизации радиоактивных отходов, захоронение остаётся самым простым, доступным и понятным, хотя опыта у человечества в этой отрасли немного. Под подземные хранилища радиоактивных отходов выбирают слои глубокозалегающих горных пород, таких как граниты, соли, глины в сейсмически стабильных регионах. Глубина таких шахт, как, например, в США при захоронении отходов оружейного плутония, составляет иногда порядка 4 км. Перед таким глубинным хранением отходы предварительно подвергают стеклованию, т.е. заливают стеклом и превращают в кубики, которые затем помещают в стальную нержавеющую оболочку, которую упаковывают в слой чрезвычайно плотной непромокаемой глины, которую в свою очередь бетонируют.
Моделирование ситуации поведения таких упаковок показало, что даже в самых неблагоприятных условиях отход не выйдет в окружающую среду на протяжении 10 тыс. лет. Срок вполне успокаивающий. К тому же при появлении технологий переработки такие отходы легко извлекаются обратно. И не всегда требуются километровые глубины. Франция строит хранилище радиоактивных отходов в листообразных слоях глины на глубине всего 500 м. При этом эксперты данного проекта оценивают, что при самых неблагоприятных условиях отходы не пройдут (не диффундируют) больше чем на 10 м за 100 тыс. лет. Но, несмотря на такие огромные сроки, способные устроить любого скептика, ищутся другие решения.
Радиоактивные отходы не горят в огне в прямом смысле этого слова, но их всё же можно сжигать в "ядерной топке" подмешивая к ядерному топливу. Данный способ понятен, но он, вероятно, годится не для всех отходов. Таким образом может и возможно утилизировать высокорадиоактивные отходы оружейного плутония, а для других отходов данный метод может оказаться непригоден. Теоретически можно также радиоактивные отходы "обстрелять" нейтронами в специальном реакторе и спровоцировать их радиоактивный распад до безопасных стабильных элементов или изотопов с короткими периодами полураспада. Но такой способ сложнее и экономически проигрывает по сравнению с захоронением.
Самая же "экологически чистая" технология по утилизации радиоактивных отходов существующая пока что на бумаге, имеет лозунг "ликвидировать отходы раньше, чем они вернуться в биосферу". Разработчики предлагают помещать радиоактивные отход в глубинные слои тектонических плит, которые имеют тенденцию к погружению в магму Земли. Существуют сейсмически активные зоны, где сталкиваются тектонические плиты, при этом одна подныривает под другую и погружается в магму.
При скорости погружения 6 см в год и гарантированных сроках хранения радиоактивных отходов 10-50 тыс. лет, нетрудно подсчитать, что действительно за такое время, при глубоком захоронении они реально могут оказаться в магме Земли, откуда они уже, разумеется, никогда не вернуться в биосферу в своём исходном виде. Но пока что это решение очень близко граничит с фантастикой.
Таким образом, технические решения по утилизации радиоактивных отходов, обеспечивающие безопасность, существуют. А сама отрасль ядерной энергетики и смежные с ней, нуждаются в развитии, что окажет благотворное влияние на экономику и позволит решать даже некоторые экологические проблемы, такие, например, как тепличный эффект, вызванный попаданием парниковых газов от функционировании ТЭЦ. А радиоактивные отходы можно и нужно перерабатывать, главное не ослаблять контроля и соблюдать технологию, осознавая, что ошибок при работе с такими опасными веществами быть не должно.
Виталий Липик, кандидат технических наук, Минск, специально для "Экологии Севера"
Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает
Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.
Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"
Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.
На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников
К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.
Вес Млечного Пути можно будет измерить
Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.